Продолжаем разговор о готовности детей к школе. С позиций физиологии вопрос рассматривает Елена Геннадьевна Гравицкая, доцент ИСОП МГПУ, кандидат биологических наук.
Почему важно обращать внимание на физиологию
Многие источники описывают психологическую готовность ребенка к обучению в школе, а вот о физиологической зрелости говорят редко. Но ведь возраст с 5 до 7 лет – это время интенсивного биологического развития организма. Неспроста и физиологи, и психологи считают этот период критическим.
Происходит существенная перестройка всех функциональных систем. Ребёнок в это время особо чувствителен к внешним воздействиям. К началу школьного обучения этот критический период еще не закончен.
Биологический возраст – это степень зрелости всех систем организма. На старший дошкольный период приходится достаточно бурный этап его формирования. Понимание уровня развития детского организма даёт возможность избежать многих проблем начала школьного обучения, ведь физическое и психическое развитие взаимосвязаны.
Соответствие ребёнка биологическому возрасту создает адаптационный резерв, стрессоустойчивость, позволяет сохранить потенциал здоровья. Каждый ребёнок развивается в своём, только ему присущем темпе: кто-то отстаёт, кто-то опережает. Отстающий в биологическом развитии первоклассник будет испытывать большее давление изменившейся среды на здоровье. Это может привести к частым болезням, постоянной усталости, расстройствам пищевого поведения, замкнутости или агрессивности. Результатом вместо радости от школьных успехов станет нервозная обстановка дома и устойчивое отрицание школьного обучения.
Простые тесты на физиологическую зрелость
Как определить, соответствует ли биологический возраст вашего ребёнка необходимым критериям?
- Антропометрические показатели: рост, вес, окружность грудной клетки. Их определяет на осмотре педиатр.
- Полуростовой скачок: это изменение пропорций тела ребёнка с удлинением конечностей. Начинается он примерно в возрасте 5 лет. Определить, начался ли полуростовой скачок и пройден ли он, помогает «филиппинский тест». Для взрослого он очень простой: нужно правой рукой дотянуться до левого уха, проведя предплечье примерно над макушкой. У ребёнка легко получилось? Пропорции соответствуют готовности к школе. Не выходит? Тогда чаще всего лучше подождать.
3. Смена молочных зубов. В норме она начинается в 6 лет с верхних резцов. Так что без передних зубов в школе или даже детском саду – это нормально.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, их скоординированность. У дошкольника мелкие мышцы кисти еще недостаточно зрелы, и ребенок быстро устает при выполнении письменных заданий. Понаблюдайте, как ребёнок рисует или закрашивает. Если рука напряжена, для рисования малыш поворачивает лист бумаги и не меняет положение кисти, значит моторика недостаточно развита. В школе, где много письменных заданий, это может привести к писчему спазму.
5. Двигательное созревание ребёнка идет по пути развития динамических качеств. Его критерии: наличие фазы полёта при беге, умение прыгать, бросать мяч в цель.
6. Школьные нагрузки носят преимущественно статический характер, а это нефизиологично для ребёнка. Поэтому они даются ребёнку тяжело. Простой тест на статическую выносливость – стойка на гимнастической скамейке с закрытыми глазами в течение 10 секунд. Выстоял – молодец, даже если балансировал, а стопы колебались. Достаточный уровень характеризуется удержанием позы всё контрольное время, даже с колебаниями стоп и балансированием.
Вывод: ваш ребёнок готов к школьному обучению, если по физиологическому развитию он соответствует биологическому возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.