14,2K подписчиков

Великий дирижёр против метро под Мариинским театром. Напрасны ли опасения Гергиева?

3,4K прочитали
История противодействия бессменного художественного руководителя Мариинского театра, народного артиста Российской Федерации Валерия Гергиева строительству востребованной станции метро в...

История противодействия бессменного художественного руководителя Мариинского театра, народного артиста Российской Федерации Валерия Гергиева строительству востребованной станции метро в Санкт-Петербурге известна не один год.

Летом 2020 года известный российский дирижёр высказал опасения касаемо планируемых городом конкурсных процедур для старта проектирования вестибюля строящейся станции "Театральная".

Долгий путь к метро

Напомним, что многострадальный участок Правобережной линии строится уже с осени 2014 года и толькоспустя десятилетие, наконец-то, состоится его пуск. В состав почти 4-х километрового продления оранжевой линии входит две станции - конечная "Горный институт" на Васильевском острове и виновница торжества - "Театральная". Само название, которое было определено для перспективной станции в этом районе еще в советские годы, говорит о близости к театру - Мариинскому театру, являющегося крупнейшим и наиболее престижным культурным центром России.

Текущая транспортная доступность Мариинского театра от ближайших станций метро
Текущая транспортная доступность Мариинского театра от ближайших станций метро

Обратим внимание - чтобы сейчас добраться до Мариинского театра у заядлого театра уйдет примерно 20 минут неспешной ходьбы или минут 10, если подождать и удачно воспользовать автобусом.

Вроде бы расстояние несущественное. Однако, если посмотреть немного шире, то, конечно, одним театром район не ограничивается - так исторически сложилось, что значительная часть Адмиралтейского района транспортом охвачена довольно плохо, в особенности восточная. В частности в муниципальном округе Коломна, в котором находится Мариинский театр, проживает не много не мало 35 тысяч жителей и это без учета так называемой маятниковой миграции - студентов многочисленных учебных заведений и работники фирм и организаций, которые прибывают по утру и вечером разъезжаются по домам. И это мы еще не говорим про прочие культурные пространства типа Новой Голландии, которые дополнительно привлекают большое количество людей по выходным и праздникам.

История противодействия бессменного художественного руководителя Мариинского театра, народного артиста Российской Федерации Валерия Гергиева строительству востребованной станции метро в...-3

В общем, спору нет - метро там нужно. И нужно было довольно давно. Несмотря на различные планы и перспективные схемы, разработаные еще в при СССР, к строительству смогли подойти только в XXI веке.

В нулевые годы станцию у Мариинского театра рассматривали в качестве единственной точки для продления Правобережной линии от еще тогда не построенной "Спасской", однако к концу десятилетия городские планы поменялись в сторону укрупнения нового участка.

Фрагмент схемы петербургского метрополитена образца 2012 года
Фрагмент схемы петербургского метрополитена образца 2012 года

Помимо "Театральной" в состав пусковой очереди также была включена станция под рабочим названием "Большой проспект" на Васильевском острове - в общем-то, тоже обделенном метрополитеном крупнонаселенном районе Санкт-Петербурга. Дополнительно в титул проекта взяли и следующий участок, чтобы, что называется, "два раза не вставать" - в проекте проработали станцию на Наличной улице у Ленэкспо и на территории едва намытых новых территорий, известных под маркетинговым брендом "Морской фасад".

Новый участок Правобережной линии на аэрофотоснимке
Новый участок Правобережной линии на аэрофотоснимке

Выход преткновения

Проблема с выходом "Театральной" вырисовывалась уже с самого начала строительства станции в 2015 году. Город смог утвердить площадку для размещения рабочего шахтного ствола №574 - через него и велось строительство перегонных тоннелей и основного комплекса станции, однако запланированный проектировщиками подземный вестибюль, выходящий непосредственно на угол улиц Декабристов и Глинки, так и не был согласован, хотя и был самым логичным - строительство эскалаторного тоннеля, расположенного по оси улицы, оказало бы самое минимальное влияние на фундаменты исторических зданий вблизи.

Визуализация первоначального варианта размещения вестибюля станции "Театральная". Источник: Подземный эксперт
Визуализация первоначального варианта размещения вестибюля станции "Театральная". Источник: Подземный эксперт

Примечательно, что проектирование участка от "Спасской" до "Большой проспекта" (станция откроется под другим названием - "Горный институт") совпало на действие такой редакции строительных норм и правил, которые предписывали проектировать станции метро сразу с двумя выходами на поверхность - для возможности создания второго эвакуационного коридора на случай чрезвычайных ситуаций и, по совместительству, для создания большей зоны пешеходной доступности станции.

История противодействия бессменного художественного руководителя Мариинского театра, народного артиста Российской Федерации Валерия Гергиева строительству востребованной станции метро в...-7

Соответственно, на "Театральной" с самого начала был определен и второй вестибюль, на этот раз наземный, которому было суждено заменить собой довольно спорное по архитектурной ценности типовое блочное здание Дома быта, на Лермонтовском проспекте 1/44.

Достойный образчик петербургской архитектуры в самом центре Северной столицы
Достойный образчик петербургской архитектуры в самом центре Северной столицы

Стройку участка, равно как и станции "Театральная", решили вести в любом случае - уже одна только конечная станция на Васильевском острове оправдывала и обосновывала продление оранжевой линии, да и проектировщики с ответственными городскими представителями, наученные горьким опытом, отчетливо понимали, что непостроенную в нужном месте станцию на действующий участок уже потом никто не вклинит (за всю историю советских-российских метрополитенов такая операция была проделана лишь дважды - в Москве и Киеве).

В первые годы строительства город не скрывал надежд на то, что успеет решить имущественно-правовые и прочие вопросы и сможет если не совместить сдачу участка с одновременным открытием вестибюля "Театральной", то хотя бы максимально сократить отставание - как это было, например, на "Звенигородской" или "Обводном канале" (там, напомним, с момента начала движения поездов до открытия собственных вестибюлей прошло, соответственно, 1 и 2 года).

В общем-то, кажется очевидным - не получается согласовать основной подземный вестибюль у театра - строй второй на Лермонтовском. Но и тут тоже возникла заковыка - собственник Дома быта выступил категорически против сноса своего здания.

Построенное в 1969 году здание типового комплекса бытовых услуг было приватизировано в начале девяностых и на протяжении последних 30-ти лет на удивление сохраняло свое назначение, не превратившись, например, в офисно-деловой центр или что-то совершенно иное. Бесменный и уже достаточно пожилой генеральный директор компании-собственника, который прошел вместе с домом из одной эпохи в другую, отмечает крайнюю востребованность бытового комплекса, как не имеющего альтернатив в адекватной районной близости - здание с суммарной площадью почти в 6 тысяч квадратных метров предоставляет услуги аренды для более ста арендаторов.

Помимо привычной "Пятёрочки", занимающей первый этаж, в Доме быта на Лермонтовском можно воспользоваться услугами химчистки (работающей здесь, к слову, более 30 лет), отремонтировать обувь и одежду, сделать копию утраченных ключей и даже поучиться игре на духовых инструментах (в общем-то типичный такой Петербург!). Были даже собраны жалобы от переживающих пользователей бытового комплекса - по сообщению представителей компании-собственника их было подано более двух с половиной тысяч.

Дирижёр задает паузу

В августе 2020 года в совершенно несвойственном для себя амплуа в информационную повестку петербургских новостей ворвался Валерий Гергиев - руководитель государственного Мариинского театра, который достаточно резко осудил стремление построить выход со станции "Театральная" непосредственно у исторического здания. Политику руководства Петербурга, позволившую строить подземное сооружение вблизи исторического здания, директор театра и вовсе назвал «бездумной» и «глупой».

По мнению прославленного дирижёра появление подземного вестибюля изуродует облик пространства у театра (!), а также такое строительство создаст реальную угрозу разрушения Мариинского театра и Консерватории. Помимо это было сообщено, что в перекрытиях здания исторической сцены фиксируются трещины, которые могут быть свидетельством работ по строительству станции.

Несмотря на ряд экспертных оценок, которые однозначно не подтверждали такие опасения, уже в сентябре
2020 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов неожиданно сообщил, что город отказывается от размещения вестибюля вблизи театра и, как подтверждение этим намерениям, в конце этого же года Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ), курировавший в то время вопросы строительства и реконструкции метрополитена, инициировал распоряжение о подготовке проекта планировки территории - небольшой, но ключевой по значимости этап работ, предшествующий началу реального проектирования.

Согласно этому документу первый выход со станции "Театральная" должен расположиться на месте Дома Быта, который придется снести для проходки эскалаторного тоннеля. В 2021-м году был определен и подрядчик для разработки проекта - компания ООО «ТранспроектИнжиниринг».

Выход со станции "Театральная" в вестибюль на месте Дома Быта на Лермонтовском проспекте
Выход со станции "Театральная" в вестибюль на месте Дома Быта на Лермонтовском проспекте

В этой истории будет справедливо отметить, что помимо скандальных выходов непосредственно к театру и на место Дома быта рассматривалось как минимум еще 8 (!) альтернативных вариантов и летом 2022 года в телеграм-канале КРТИ было устроено даже голосование, в ходе которого, что совсем неудивительно, победил вариант в непосредственной близости от Мариинского театра - удобно же!

Схема с 8 дополнительными вариантам размещения вестибюля станции "Театральная"
Схема с 8 дополнительными вариантам размещения вестибюля станции "Театральная"

Важно отметить, что победивший вариант всё-таки имел отличия от первоначального - памятуя опасения художественного руководителя Мариинки, подземный вестибюль сдвинули немного восточнее, чтобы подуличные спуски оказались уже в районе Театрального сквера и небольшой автозаправочной станции.

Вариант №1 с подземным вестибюлем под Театральным сквером
Вариант №1 с подземным вестибюлем под Театральным сквером

Несмотря на выбор большинства, предпочтение было отдано более дорогостоящему варианту - на месте Дома быта. В 2023 году город озвучил намерение об изъятии здания с выплатой собственникам компенсанции на уровне 1 млрд рублей, что по мнению последних являлось недостаточной суммой для покрытия убытка. В качестве компромиссного решения генеральный директор АО "Услуга", управляющий Домом быта, предлагал встречное условие - согласиться на снос здания в обмен на площади в новом здании над вестибюлем метро, но такое решение не устроило уже городских чиновников - по всей видимости, на примете могут иметься более достойные претенденты.

И вроде бы можно выдохнуть и ждать окончания всех бюрократических процедур, но в апреле 2024 года неравнодушный к вопросам метростроения художественный руководитель Мариинского театра внезапно вновь выразил обеспокоенность относительно еще незаконченной станции метро "Театральная".

"Где-то месяцев девять назад мы стали испытывать огромное волнение после того, как бездумная, глупая, чтобы не сказать вредительская политика руководства города, давшего разрешение строить метро непосредственно под Мариинским театром, дала о себе знать. Хотя у нас был шанс обойтись без этого. И предыдущим руководством города мне были даны всяческие гарантии того, что ничего бурить под театром не будут", — из интервью Валерия Гергиева "Российской газете".

В этой связи многие профессиональные подземные строители, наверняка, развели руками и что-то однозначно подумали, чего не стоит произносить вслух. Для лучшего понимания поможет вот такая схема:

Выработки метро красного цвета давно построены
Выработки метро красного цвета давно построены

Как можно заметить, всё, что можно было, метростроители уже построили, причем еще достаточно давно - подходной тоннель под самим зданием театра был пройден за несколько лет до первых претензий господина Гергиева, а "тело" самой станции и вовсе находится за пределами исторического здания.

Компания подрядчик - ООО "Метрострой Северной столицы" - довольно оперативно опубликовала релиз, в котором тактично поддержала переживания руководителя театра, однако заверила, что текущие работы на станции не имеют связи с вибрациями.

Отделочные работы на станции "Театральная" в конце апреля 2024 года
Отделочные работы на станции "Театральная" в конце апреля 2024 года

И это вполне обосновано - сейчас на станции идут отделочные и пусконаладочные работы, монтируются навесные потолки, стеновые панели и невероятной красоты стеклянные витражи, которые будут обрамлять проемы между залами.

Назвать такие работы совсем бесшумными нельзя, однако глубина в 60 с лишним метров способна заглушить и не такие звуки - все-таки 25-ти этажный дом из глины и прочих пород!

Отметим лишь, что при реальных проходческих работах воздействие на грунтовый массив может быть и серьезнее, однако все такие сложные операции давно позади. К тому же, как мы выяснили, сама станция под театром совершенно не находится. Поэтому опасения великого дирижера, к счастью, напрасны.

Старое и новое здании Мариинского театра
Старое и новое здании Мариинского театра

Удивительна эта история недоверия еще и тем, что когда-то именно метрострой в качестве субподрядчика занимался возведением, чего бы вы подумали, ответственной подземной части второй сцены Мариинского театра.

Невероятно сложный инженерных комплекс работ по созданию цокольных этажей в непосредственной близи от исторического здания, да и еще и в паре метров от Крюкова канала, был выполнен профессионально - ни одно здание, включая театр, не развалилось и не рухнуло.

С"старой"фотографировано из окна "старой" мариинки. Оцените близость подземной стройки
С"старой"фотографировано из окна "старой" мариинки. Оцените близость подземной стройки

При этом петербургским метростроителям не в первой решать действительно сложные и уникальные задачи по строительству подземных сооружений в самом сердце Санкт-Петербурга в окружении архитектурных памятников - имеется и соответствующий опыт и современная техника.

Давайте вспомним хотя бы вестибюль станции метро "Адмиралтейская" - всего за год с небольшим метростроевцы смогли аккуратно демонтировать расселенный жилой дом, единственный, который можно было снести в виду отсутствия исторической ценности (был сильно поврежден в годы Блокады без последующего возврата к исходному виду при восстановлении), построили достаточно глубокий котлован, чтобы смонтировать уникальный импортный проходческий комплекс, и затем с помощью него прошли 116-метровый эскалаторный тоннель. И все это практически под Невским проспектом, где каждый дом на вес золота во всех смыслах!

Или еще более близкий пример - сооружение второго выхода со станции "Спортивная". Там тоже, как и на "Театральной" изначально, был запланирован подземный вестибюль. Долгие годы ушли у проектировщиков на выбор и согласование места размещения вестибюля, чтобы не подвергнуть опасности здания. Пикантности истории добавляла близость достаточно глубокой Малой Невы , а также опор и устоев Тучкова моста.

27 мая 2015 года, в день празднования 321-летия Санкт-Петербурга второй выход со станции "Спортивная-2" был открыт, обеспечив горожанам доступ к третьей станции на Васильевском острове, а метрополитену позволив относительно малой кровью пережить закрытие на ремонт крайне востребованной станции "Василеостровская".

Сейчас, глядя на аккуратные лестничные сходы и стеклянные павильоны второго вестибюля "Спортивной-2", даже иногда и не верится, что ради такой стройки на глубину 4-5 этажей раскапывали пересечение набережной Макарова и Кадетской линии, а затем обратно закапывали - настолько всё было выполнено филигранно.

История с открытым финалом

Таким образом, мы имеем фактически построенную станцию, которая могла бы радовать пассажиров, сокращая им время на дорогу на работу/учёбу и домой, начиная с сентября 2024 года или с незначительной задержкой. Но теперь из-за мнения одного человека, пускай и очень уважаемого в другой профессиональной сфере, петербуржцы рискуют получить еще один незаконченный долгострой.

Поезда будут ходить до "Горного института", а на построенную за десятки миллиардов рублей и полностью отделанную камнем и стеклом станцию будут уходить деньги из бюджета подземки, а значит и из бюджета Северной столицы, на обслуживание и заработную плату работникам, но окупать себя морально станция не сможет по известным теперь причинам.

Это давно построенная и готовая натяжная камера на станции "Театральная" - именно сюда по проекту должен был примыкать эскалатор из вестибюля, расположенного в близи театра. Потрачены миллионы рублей на сооружение этой выработки и, получается, впустую? Фотография Игната Черняева
Это давно построенная и готовая натяжная камера на станции "Театральная" - именно сюда по проекту должен был примыкать эскалатор из вестибюля, расположенного в близи театра. Потрачены миллионы рублей на сооружение этой выработки и, получается, впустую? Фотография Игната Черняева

Станция без выхода не сможет улучшить транспортную обстановку в районе - ведь с открытием новой удобной дочки доступа к метро, очевидно, что кто-то вполне осознано захотел бы отказаться от использования личного транспорта, а это, значит, еще и вопрос экологии. И что самое ироничное - недоступная "Театральная" не сделает доступнее сам Мариинский театр.

Можно только печально констатировать следующее - профессиональные дирижеры действительно способны превращать хаос оркестра в бесподобное музыкальное произведение, однако когда они берутся за не очень профильные для себя вопросы, такие как строительство метрополитена, то уже хаосом становится результат такого вмешательства.

Что это - досадная некомпетентность помноженная на статус, в котором не принято возражать, или желание обосновать крайне дорогостоящий и, возможно, действительно необходимый капитальный ремонт исторического здания - этого пока никто не знает. Как не знает никто и примерных сроков, когда пассажиры смогут спуститься на очень красивую станцию "Театральная", где даже архитектурное убранство призвано изящно отдавать уважение великой роли Мариинского театра в продвижении русской музыки, оперы и балета в России и за рубежом.

А как вы оцениваете ситуацию, дорогие читатели?

Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе всех новых публикаций и поддержать автора.