Найти тему

Садон - город-призрак Кавказа. Кто виноват?

За Мизуром (о нём и истории здешних рудников - читайте по ссылке в конце материала) Транскам вновь сворачивает под прямым углом, а мы держимся старого направления. Отходящая грунтовка почти сразу ныряет в короткий Тоннель им. 50-летия Октября:

И всего-то через 2 километра (хотя по ощущениям - десяток) приводит в Садон, мрачному названию которого вторят у самого въезда руины:

-2

Однако именно он стоял у истока как истории освоения здешних руд: тут их кустарную добычу наладил в 1840-х годах грек Спиридон Чекалин, а в 1896 - промышленную инвесторы из Бельгии. Находился этот посёлок и у начала технологической цепочки: добыча в Садоне - обогащение в Мизуре - металлургия во Владикавказе. Вероятно, греки основали тот посёлочек, что на дореволюционном фото справа справа (он же на кадре выше) - по крайней мере именно их заставляет заподозрить архитектура церкви, о которой теперь не могу найти ничего. Более капитальный посёлок левее - уже бельгийский:

-3

А свой почти окончательный облик Садон принял в 1920-30-е годы, и более того, с тех времён лишь пустел: в 1939 с населением 4 тыс. человек он явно был крупнейшим селением Горной Осетии. К расцвету Мизура в 1970-х годах тут осталось порядка 1,5 тыс. жителей, а к началу 21 века - около семисот. Чем жили они к тому времени - не очень понятно: легкодоступная руда банально закончилась, а добыча полностью остановилась ещё в 1990-х.

Последней каплей оказался сель, накрывшийся посёлок в 2002 году, и совсем как где-нибудь на северах, власти сочли, что Садон дешевле расселить, чем отстроить. Несколько десятков человек, впрочем, вернулись, и в продолжавшихся до 2009 года попытках реанимировать ССЦК здесь даже перезапустили электросети. Ну а в итоге Садон стал не только "городом-призраком", но и "селом-заповедником" - со сталинских времён тут многое было утрачено, а вот появилась дай бог если пара домов:

-4

Огромное зданием с полукруглым фасадом (1938), когда-то глядевшее на узкую улицу выходит теперь на просторную площадь:

-5

И - вмещает не меньше половины из 87 официальных жителей Садона, помимо квартала частных домиков выше по горе:

-6

Более того, в отличие от иных почти заброшенных селений, где жители рассеяны среди руин мелкодисперсно, во дворе и под фасадом у Круглого дома жизнь кипит:

-7

Выше по бывшей улице, что когда-то вела к руднику - его контора (1925-26), буквально пару лет назад лишившаяся заметного на чёрно-белых кадрах шпиля:

-8

По другой стороне улицы устоял лишь советский ДК (1926), а памятник восстановили видимо недавно.

-9

На площади идёт благоустройство - кажется, власти республики таки примирились с тем, что туристы со всей страны едут взглянуть на руины, и есть надежда, что вскоре, как на Диком Западе, Садон превратится в посёлок-музей.

-10

Замыкает площадь на фоне серых бельгийских камней бюст местному герою Тасолтану Битарову, который отличился на Днепре и Одере:

-11

Его фамилия говорит о многом - в 2018-21 годах, пока не сменил знакомый севастопольцам Сергей Меняйло, Северной Осетией руководил садончанин Вячеслав Битаров. Об этом напоминает теперь висящая над посёлком родовая башня Битаровых, отреставрированная, или скорее вновь построенная на старом фундаменте:

-12

Ну а кругом - только нагромождение руин, и о назначении отдельных зданий остаётся лишь строить догадки по их внешнему виду. Этот кадр - левее памятника Битарову, и запомните насыпанный справа вал:

-13

Напротив явно промышленного здания с арками - руины спортзала:

-14

Он же виден поодаль на фото №38 за конторой:

-15

В конце переулочка - самое крупное здание бельгийской эпохи, более всего похожее на школу:

-16

Трёхэтажный корпус, самое молодое здание Садона примерно 1960-х годов, был рудоуправлением, а теперь служит нуждам овцеводства:

-17

Но в его комнатах можно найти пока ещё немало:

-18
-19

Всё то же здание бельгийских времён стоит у начала дороги, которая быстро перейдёт в серпантин и через 8 поворотов приведёт в Верхний Згид - ещё один посёлок с рудничным прошлым. Его расцвет пришёлся на 1950-е годы, когда с 3 тысячами жителей он был крупнее Садона, но и ужался Згид ещё сильнее - примерно до 50 жителей. С тех времён на фоне головокружительных круч и бескрайнего неба остались деревянные дома и капитальный ДК с неожиданно красивым интерьером... В 2020 к обветшалым Ильичу и Воину-Освободителю присоседился джигит - скульптура "Танец с Кинжалами", единственный из цикла Десяти символов Осетии, до которого не доехали мы. Хлтя могли бы - некогда страшная дорога из Згида, в 2021 году ставшая неплохой грунтовкой, ведёт в Камунту и Галиат, радикально сокращая путь к ним из Владикавказа.

-20

Мы ограничились прогулкой к развалинам то ли бельгийской электростанции, то ли советской бани 1920-х годов. Судя по чужим фото, скорее всё-таки второе. Раньше её окружали деревянный многоквартирные дома, но теперь такие уцелели только в Згиде:

-21

Ну а дорогу на рудник нам подсказал мужик, туда-сюда, но явно деловито бродивший по посёлку. Оказалось, что надо перелезть через тот самый вал около здания с арками, и за домами, чудом пережившими сель, становятся видны ободранные склоны:

-22

Глубокий сырой овраг вывел нас к опорам Красного моста, как называют вот эта эстакаду в народе:

-23

Штольнями за ним когда-то можно было дойти до Мизура, но теперь даже у входа в них - по колено воды:

-24

Остатки рудничных цехов на другой стороне оврага:

-25

Там навстречу мне вышел щуплый парень в камуфляже и как-то косо посмотрел. Я заволновался, как там Наташа на другом берегу, сразу определив встречного как чёрного копателя или кого похуже. Судя по всему, те же выводы он сделал и про меня и тут же поспешил к своей девушке, ждавшей у палатки неподалёку - встретившись вновь, мы поняли, что это туристы.

-26

См. также:

Мизур и история рудников Осетии.