26 апреля 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения кумира пензенской театральной публики – народной артистки России Людмилы Лозицкой.
Более 230 лет существует наш театр. Сотни актеров прошли через его подмостки. Имена некоторых остались в памяти театралов, многие – забыты. Но очевидно одно: главной актрисой Пензенского областного драматического театра второй половины 20 века навсегда останется Людмила Алексеевна Лозицкая.
Ранняя биография: природа постаралась
Людмила Лозицкая родилась в городе Кузнецке. Многие были знакомы с ее мамой Антониной Георгиевной – женщиной милой, но далеко не породистой внешности.
Очевидно, что красота и стать достались актрисе от отца. Будучи уже в статусе примы, она рассказывала, что ее родитель, Алексей Евстигнеевич, был белогвардейским офицером. Чудом избежал расстрела.
Во время учебы в школе Людмила участвовала в художественной самодеятельности – она обладала красивым, от природы поставленным голосом. Мечтала стать актрисой.
В 1942 году впервые сыграла в городском театре (да, был в Кузнецке свой театр) Варю в постановке по пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города».
В местной газете написали тогда, что она «вышла на сцену, ни мало не смущаясь, чувствуя себя хозяйкой, будто всю жизнь здесь и была…». Провинциальный журналист угадал: отныне и навсегда она стала хозяйкой сцены.
Синяк после спектакля
В 1947 году Людмила Лозицкая получила приглашение в труппу Пензенского драматического театра. Ее сразу заметили режиссеры, полюбили зрители по одной из первых ролей – Машеньки в спектакле по знаменитой одноименной пьесе Афиногенова. Потом былиАнна Каренина, Любовь Яровая, Лариса Огудалова…
Спектакль «Хищница» по роману Оноре де Бальзака с ее участием шел 17 сезонов и всегда с аншлагом. Об этом событии вспоминает народная артистка России Галина Репная (в труппе – с 1969 г.):
– Она играла с Кирсановым, Макашидзе, Стебаковым… Это были те артисты, которых после спектакля у служебного входа ждали поклонницы. Как-то я стала восхищаться ее игрой в «Хищнице», а она говорит: «У меня после этого спектакля долго синяк не проходит». А в спектакле есть момент, когда героиня хлопает себя по ноге. Людмила Алексеевна могла сделать это театрально-условно, а она ударяла со всей силы. Так и играла всегда – со всей силы.
Отвергала приглашение столичных режиссеров
Через десять лет после прихода в театр Людмиле Лозицкой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. И это было только начало.
В 1958 она сыграла Нору в спектакле по Генриху Ибсену «Кукольный дом», Мону – в «Безымянной звезде».
В театре была традиция на некоторые роли приглашать столичных звезд. Лозицкая играла Катарину в спектакле «Укрощение строптивой» с народным артистом СССР Андреем Поповым. Он в те года являлся художественным руководителем Московского театра Советской Армиии, говорят, звал Лозицкую к себе.
По слухам, ее приглашал и Георгий Товстоногов в Ленинградский большой драматический театр. Тогда он ставил «Идиота», а Лозицкая была будто создана для роли Настасьи Филипповны. Сам Иван Пырьев якобы приглашал ее на ту же роль в свой фильм «Идиот».
Почему же ничего из этого не случилось в жизни Лозицкой? Есть предположение, что она, не имея специального образования, боялась столицы, предпочитая оставаться первой в провинции.
Здесь все лучшие роли мирового репертуара по-прежнему были ее. Актриса «держала» любую постановку. Зрители знали: если на сцене их любимица, спектакль получится, какой бы ни была пьеса и кто бы ее ни ставил.
Лучшие спектакли
Более 100 раз выходила Людмила Лозицкая в роли Нилы в «Барабанщице». В историю вошел танец молодой роскошной женщины на столе в полуобнаженном виде. В те годы (конец 1950-х) это было сенсацией.
Через год она сыграла Нину в «Маскараде», вскоре – Клеопатру в спектакле «Антоний и Клеопатра»…
В 1966 году актрисе было присвоено звание народной артистки РСФСР. Но и эта вершина не остановила ее движения вверх. В 1967 году была «Таня» Алексея Арбузова, потом «Власть тьмы» Льва Толстого…
В спектакле «Дни Турбиных» по Булгакову она играла красавицу Елену. Кстати, играла в паре с Александром Панкратовым (он тогда служил в нашем театре) в роли трогательного Лариосика.
Для первого большого юбилея в апреле 1974 года ей выбрали пьесу Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Спектакль стал легендарным. Блестящее актерское трио – Людмила Лозицкая, Лидия Шапоренко, Виктор Смирнов – сделало его абсолютным хитом!
Первая и последняя роль после пожара
Постепенно роли молодых красавиц уходили к другим актрисам. И хотя эликсира молодости для примы никто не изобрел, она оставалась прекрасной всегда и везде.
В своих бенефисных спектаклях играла Гурмыжскую в «Лесе», «Долли», «Странную миссис Севидж». К своему 80-летию подарила поклонникам роль бабушки в спектакле «Деревья умирают стоя».
В 85 лет в спектакле «Одуванчики» всех потрясала легкостью, с которой запрыгивала на стол (но уже не в неглиже).
– Она просто взлетала на этот стол, – вспоминает Репная. – Я волновалась за нее, всегда рвалась подстраховать, но она категорически меня отстраняла.
В 2008 году сгорело здание театра. Но уже в марте 2010-го было торжественно открыто новое. 86-летняя актриса репетировала роль Софьи Турусиной в спектакле по Островскому «На всякого мудреца довольно простоты».
Накануне сдачи Людмиле Алексеевне стало плохо, ее увезли в больницу.
И вот что удивительно. По словам Сергея Казакова, она была в коме ровно до того момента, как состоялась премьера спектакля. И только после этого, будто успокоившись, что все прошло хорошо, Людмила Алексеевна ушла...
Воспоминания коллег и зрителей
Сергей Казаков, заслуженный артист России, актер, художественный руководитель театра:
– Лозицкая не могла не стать звездой, потому что она огромная личность. Человек сложный, непредсказуемый, со своим характером, темпераментом. Режиссер Малого театра Виталий Иванов (поставил в Пензе десять спектаклей, в том числе «Поминальную молитву») рассказывал, что когда на сцене появлялись старые актеры Малого театра – впереди них шла аура. Аура личности. Свечение шло! Вот у Лозицкой было такое же.
Для меня ее уход – огромная потеря, потому что она сделала для меня очень много. Подсказывала, иногда говорила не очень приятные вещи, но все это было во благо. Я ее боготворю, я скучаю по ней...
Наталья Старовойт, заслуженная артистка России:
– Она обладала удивительным внутренним ощущением правды. Отсюда ее органичность в любой роли. Былоу нее и хорошее чувство юмора, хулиганистость даже какая-то… И это только прибавляло обаяния.
Людмила Алексеевна трепетно относилась к работе. Для нее театр очень много значил, и давал ей много. Да, собственно, он был ее жизнью.
И сын ее Валентин работал в театре, какое-то время был директором. О ее личной жизни мы мало знали, она предпочитала хранить это в тайне.
Лозицкая до самого конца оставалась Женщиной. Про нее невозможно было сказать «старуха». Желание нравиться, красиво одеваться… Обаяние. Живое, сильное, манкое женское начало, которое на сцене, конечно же, очень ее выделяло.
Игорь Шишкин, зритель:
– Про нее всегда ходили слухи, что она заносчива и резка, что у нее масса поклонников, что она отвоевывает для себя лучшие роли. Ко всему этому с возрастом прибавляли еще один «недостаток»: мол, молодится...
Да, она стремилась выглядеть моложе. И ей это удавалось. Во всех этих небылицах содержалась одна единственная правда, правда ее профессии – то, что она была актрисой, и актрисой талантливой и вдохновенной!
Она не изменяла своему ремеслу и в жизни. На сцене ей приходилось создавать и угадывать чужие тайны, а в своей жизни она эти тайны хранила. Мало кто знал, что подобным образом она укрывалась от одиночества, не впуская в свой мир назойливых поклонников.