Найти в Дзене
Дневник впечатлений

Дайте Печорину самокат

Спектакль театра имени Моссовета "Герой нашего времени" (режиссер Юрий

Ерёмин) очень долго не вызывал у меня интереса. Далеко не самое любимое произведение школьной программы, да и к фигуре Печорина симпатии я не испытывала.

Вышел спектакль 4 года назад, и только сейчас мы со старшим сыном выбрались его посмотреть. И то, признаться, лишь потому, что сын за роман так и не взялся и вряд ли возьмется. "Ну если не читает, то хоть так" - подумала я и взяла билеты. И Пушкинскую карту заодно освоили. Пустячок, а приятно.

И вот спектакль. Сразу приятный сюрприз: на него ходят целыми классами, но во время действия - ни звука! Раньше, помню, попадала несколько раз на такие вот спектакли со школьниками - во время всего действия смешки, шелест оберток, разговоры в голос... Но то ли дети наши изменились, то ли на "Героя нашего времени" ходят школьники уже подросшие, сознательные? Не знаю. Но порадовало.

Лично для меня неожиданностью стало, что в первом акте истинным главным героем стал не Печорин (Нил Кропалов), не сам Михаил Юрьевич Лермонтов (Антон Аносов), который прячется за инициалами М.Л., а Максим Максимыч! Персонаж, который в самом романе живого отклика у меня не вызвал, а вот в спектакле просто потряс до глубины души. Роман Кириллов показал нам такого Максим Максимыча, что ни на кого другого и не смотришь. Весь первый акт идёт через него, многие сцены нам даже не показывают (убийство Бэлы, например) - мы узнаем о происходящем от Максима Максимыча, но как он рассказывает!!! Переживая, вспоминая, плача, смеясь - им заслушиваешься, от него не отводишь глаз, боишься упустить хоть слово.

-2

Сюжетный поворот с Максимычем в романе заставил меня в своё время лишь вздохнуть с сочувствием. А тут... Вы знаете, в антракте многие выходили со слезами на глазах. Сама слышала, как какая-то старшеклассница, до спектакля хихикавшая с подругами и не вылезавшая из телефона, всхлипывала: "Как же его жааааалко!....".

Печорин выходит на первый план только во втором акте. Пятигорск, "водяное общество", княжна Мери, интриги, надежды, разочарования и наконец роковая дуэль.

Я еще раз поняла, почему в свое время мне не понравился роман. Печорин - истинный антигерой. Неприятный, отталкивающий, высокомерный и даже подлый тип. В наше время такого легко встретить на самокате на улицах Москвы - несется, распугивая людей, смеётся над их испугом, растерянностью и гневом и еще нагло хохочет: "Смотреть надо, куда идёшь!". На всех плевать, для удовольствия и шугануть можно тех, кто беззащитнее...

Да, иногда в нем просыпается благородство, но он быстро и умело заставляет нас забыть об этом. Нил Кропалов великолепно показывает трагедию молодого человека, который от скуки соблазняет, очаровывает, выбрасывает, насмехаясь, предаёт.

-3

Его не жаль. Люди, павшие жертвой его модного сплина, вызывают разные эмоции, но каждый из них заслуживает большего сопереживания, чем главный герой. И даже в финале, когда Печорин рассказывает, как догонял Веру, как пал его конь, как он пытался догнать её бегом, пешком, ползком - нет, и тут нет сочувствия. Потому что понимаешь: не уехала бы - её через какое-то время так же равнодушно предали и выбросили.

Печорин остаётся с пустым сердцем. Ему не к кому и некуда идти. А мы выходим из зала, напротив, наполненные эмоциями и переживаниями. "Герой нашего времени" - мощный удар по нашему эмоциональному центру, если так можно выразиться. И за это спасибо актёрам.

Что ещё добавить? Отмечу интересные декорации - практически минимализм на первом плане и роскошное решение на заднике сцены. Как бы между гор мы видим то долины, то вершины, то знаменитый пятигорский Провал. А уж когда экран становится единственный источником освещения и на его фоне лишь чёрные фигуры - это красиво, эффектно и запоминается надолго.

Смело рекомендую не только тем, кому "Герой нашего времени" обязателен в рамках школьной программы, но и всем театралам, кто до этой постановки пока не добрался!