Непосредственно перед тем, как Христос был схвачен его противниками, его ученик Петр трижды отрекся от Спасителя, что им самим было предсказано заранее. Тем не менее, во всех направлениях христианства Петр называется одним из самых почитаемых апостолов. Ведь о своем поступке он раскаялся, просил прощения Господа и получил его.
А вот Иуда, хотя о его грядущем предательстве Иисус тоже знал, считается одной из самых темных личностей в истории раннего христианства. Даже само его имя приобрело нарицательный смысл и стало символом вероломства и коварства. Вспомните Иудушку Головлёва или Иудушку Троцкого!
Как же можно было предать того, с кем ты был неразлучен на протяжение трех лет; с кем делил кров и пищу; кто на твоих глазах воскресил Лазаря; кто превратил воду в вино и накормил тысячи людей несколькими рыбинами и хлебами; кто ходил по воде и усмирил бурю; кто исцелил кучу людей по всей стране Иудейской?
Ну, мы знаем, что Иисус сошел на Землю, дабы искупит грехи всего человечества. И он заранее знал, что для этого ему придется умереть. Но реализовать божий замысел можно было теми или иными способами, а все вышло так, что Христос был передан иудейским властям своим учеником Иудой.
Смотреть на эту историю можно, по крайней мере, с двух основных точек зрения. Первую я назову условно «позицией предопределения» – согласно этой версии, бог заранее определяет, как в той или иной ситуации поступит тот или иной человек. Т.е., все грехи совершаются по воле Господа.
Но зачем тогда нужны рай и ад, зачем нужны заповеди, почему Всевышний карает своих врагов и награждает тех, кто ему служит? И почему мы должны винить бедного Иуду за то, что Иегова-манипулятор повелел ему сделать? Ведь в этом спектакле каждый играет свою роль.
Вот именно по этой причине такой подход не устоялся в большинстве версий современного христианства. Кажется, только Эфиопская церковь почитает Иуду, так как он сделал то, что ему прямо было предписано сделать, чтобы воплотить в жизнь божественный план.
Вторую точку зрения назовем «позицией свободы воли», она широко распространена среди христианских конфессий. Согласно ней, все грехи совершаются с попущения Господа. Бог знает о них, предвидит их, но дозволяет им состояться, потому что не вмешивается в судьбу каждого человека. Зато потом налагает ответственность за его действия, ведь тот имел полную возможность выбирать.
Поэтому Иуда, без сомнения, грешник, ведь он знал обо всем и действовал по своему усмотрению. Хотя, как и Петру, ему была дана возможность раскаяться. Раз уж искариот наложил на себя руки и вернул тридцать сребреников, видимо, он сокрушался о последствиях своих действий. Однако, о прощении Господа не попросил – в противном случае, мы могли бы считать его одним из основателей христианства.
Что касается мотивов, то их не называет сама Библия, и на этот счет мы можем только предполагать. Мне нравится версия, что Иуда Искариот на самом деле означает Иуда-сикарий («кинжальщик»), участник вооруженной борьбы против римских правителей Иудеи и собственных еврейских коллаборационистов.
Согласно этой версии, Иуда совершенно искренне признавал Иисуса Мессией, но его понимание этого было не божественным, а политическим. Поэтому его главной целью было подтолкнуть Христа к раскрытию своей сверхъестественной сущности, чтобы тот показал всю свою силу против безбожного Рима – Бог ведь это уже сделал однажды в Египте. И Спаситель, вроде как, одобрил такой план словами: «Что делаешь, делай скорее».
Иуда мог думать, что все идет по плану даже после ареста и суда над Иисусом. Дескать, раньше мы ходили по Иудее и смеялись над фарисеями, теперь посмеемся над саддукеями и их покровителями – римлянами. С его точки зрения Христос мог ускользнуть в самом конце, в очередной раз посмеявшись над мирскими властями. Либо, это была попытка повысить ставки и сделать так, чтобы тот всему миру показал свое божественное происхождение.
Так или иначе, Иуда вполне мог совершить свой грех исключительно из благих побуждений – многие люди постоянно так делают. Но замысел учителя был куда глубже, он не стал убегать после публичного суда, который мог стать площадкой для выражения своей точки зрения. Он не показал широкой публике, что является одним из воплощений Бога. Напротив, Иисус сознательно взошел на крест, чтобы продемонстрировать каждому моральные достоинства своей веры.
Этого Иуда не смог предусмотреть, а потому не стал просить о прощении, и закончил свою жизнь так, как закончил.