Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала!
Не так давно завершилась досрочная волна ЕГЭ по математике, уже пришли результаты его участников. Судя по разным источникам, на досрок в этом году отправили выпускников СПО.
Прежде всего, следует отметить, что профильный ЕГЭ в этом году претерпел небольшое изменение - в первую часть было добавлено задание, посвященное векторам. Разумеется, сложность этого задания не такая уж и большая (не добавляет ей и факт использования шаблонных формулировок):
В связи с добавлением нового задания изменения в шкале перевода были неизбежны. Разумеется, официальной информации по поводу перевода баллов от ФИПИ пока нет, однако после получения участниками результатов, многие онлайн-школы, готовящие к ЕГЭ, смогли установить соответствие между первичными и вторичными баллами и получили крайне интересные результаты.
Что же такого интересного можно найти, спросите Вы? Давайте разбираться. Чтобы анализировать было удобнее, привожу новую шкалу вместе с прошлогодней:
Для большинства учащихся будет интересен именно рубеж в преодолении 70 вторичных баллов. И тут надо обратить внимание на сложность в зарабатывании этих баллов. В этом году, чтобы их получить, требовалось решить лишь первую часть, в которой проверяется только ответ, традиционно не бывает непредсказуемых трудоёмких заданий. Достаточно отрешать много ТИПОВЫХ И КЛИШИРОВАННЫХ ПРОТОТИПОВ и идти на экзамен с полной уверенностью, что попадётся именно то, к чему готовился (даже формулировку дадут такую же, числа только поменяют).
В прошлом же году, чтобы получить 70 вторичных баллов, ученику требовалось, например, решить верно всю первую часть (это было только 11 первичных баллов), также, допустим, тригонометрическое уравнение с отбором корней на 2 первичных балла и на 1 первичный балл логарифмическое неравенство.
Уже почувствовали, где кроется несправедливость? Если нет, то вот Вам ещё мысли для размышлений.
Набор вторичных баллов во второй части был и раньше делом не особо благодарным. Оно и понятно:
для набора дополнительных баллов, которые как раз и показывают умение выпускника решать уже более сложные математические задачи, строить многоступенчатое рассуждение и т. д., выпускнику приходилось много готовиться, а в итоге забирать несчастные крохи.
Что же мы наблюдаем теперь?
Если бы мы взяли некоторого ученика и предложили ему сдавать ЕГЭ в прошлом и в этом году, то обнаружили бы следующее:
Ученик не решил только задачу по стереометрии из второй части, которая даёт 3 первичных балла (не беда!), потому что
в 2023 году ученик набирает 98 баллов;
в этом году на досроке ученик набирает 99 баллов!
Если тот же ученик дополнительно не решил ещё и планиметрическую задачу (минус 3 первичных балла), то
в 2023 году у ученика 92 балла;
в этом году на досроке у него в кармане 96 баллов, т. е. в этом году по баллам ученик явно успешнее справился с экзаменом!
Если этот же ученик ещё не станет решать и задачу на теорию чисел под пунктами б, в, но простой пункт а решит (минус 3 первичных балла), то у него
в 2023 году 86 баллов;
в этом году на досроке всё равно отличный результат - 92 балла!
Наконец, ученик дополнительно исключает необходимость решать параметр (минус 4 первичных балла) и получает
в 2023 году 78 баллов;
в этом году на досроке 84 балла!
Таким образом, избегая решений сложных задач из второй части, ученик всё равно гарантирует себе получение достаточно высоких баллов (тем самым создаётся ложная иллюзия, что ученик разбирается в школьной математике).
И вот здесь мы плавно переходим к проблемам новой шкалы:
- Идёт явное обесценивание результатов и трудов выпускников прошлого года. Я думаю, многие ещё помнят, как в прошлом году было трудно набрать более высокие баллы, поскольку разработчики экзамена дали неожиданно трудоёмкую экономическую задачу и задачу с совсем нетипичным для варианта ЕГЭ логарифмическим неравенством. В этом году задания на досроке уже были явно проще.
- Ребятам, которые готовятся на высокие и очень высокие баллы, убили мотивацию готовиться к решению сложных заданий. Если за набор более простых задач всё равно можно получить много баллов, зачем "париться" и разбираться в сложном?
- Ждём очередной рост среднего балла по профильной математике. Я уже вижу заголовки: "Средний балл ЕГЭ по профильной математике вырос! Математическое образование в стране возрождается!" Только будет ли этот рост соответствовать действительности?
Конечно, официальной шкалы нет, в основную волну всё может поменяться. Но зачем? Эта шкала устроит многих и по многим причинам.
P. S. А как Вы относитесь к новой шкале ЕГЭ по математике в период досрочной волны? Пишите свои ответы в комментариях. Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы её увидело больше людей. Спасибо за внимание. До новых встреч!