Парламентский комитет предложил расторгать в одностороннем порядке договоры с участниками СЭЗ, нарушившими обязательства
С целью минимизации рисков невозврата сумм налоговых преференций участниками СЭЗ, а также недопущения нанесения ущерба бюджетной системе Российской Федерации Комитет Госсовета РК по экономической политике, промышленности и развитию предпринимательства выступил с предложением внести в статью 14.1 Федерального закона изменения, предусматривающие предоставление права расторжения уполномоченными органами договоров с участниками СЭЗ, которые нарушили условия договора и не устранили такое нарушение в установленный предписанием срок, в одностороннем порядке.
Данную инициативу на заседании комитета озвучила его председатель Оксана Доброрез по итогу обсуждения эффективности и результатов функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым в 2023 году. На заседании присутствовала заместитель Председателя Государственного Совета Республики Крым Алла Пономаренко.
По словам О. Доброрез, соответствующее обращение к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Марату Хуснуллину планируется рассмотреть в ходе XL Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации.
«С 2015 года на территории республики и города федерального значения Севастополь действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности — свободная экономическая зона, которая позволяет её участникам пользоваться налоговыми преференциями в виде пониженных ставок налога на прибыль, освобождения от обложения налогом на имущество, пониженных тарифов страховых взносов. В случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда вышеуказанные налоговые преференции подлежат исчислению и возврату в бюджет», — уточнила глава комитета.
Вместе с тем Оксана Доброрез напомнила, что за период с 2015 года по первое полугодие 2023 года из реестра участников СЭЗ исключено 514 налогоплательщиков, из которых в судебном порядке по установленным случаям нарушений условий заключённых договоров об условиях деятельности в СЭЗ — 173 участника.
«Учитывая предоставленное законом право расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ исключительно по решению суда, с момента начала проведения мониторинговых мероприятий и до рассмотрения и принятия решения судом проходит не менее одного года, большинство из участников СЭЗ, допустивших нарушение условий договора, признаются банкротами. Указанные обстоятельства не позволяют в полном объёме восстановить суммы предоставленных преференций и, как следствие, приводят к ущербу бюджетной системы Российской Федерации», — сказала глава комитета.
Парламентарий подчеркнула, что за вышеуказанный период сумма преференций по налогу на прибыль, подлежащая восстановлению в связи с расторжением договоров в судебном порядке, составила 98,2 млн руб. При этом сумма в размере 96,1 млн руб., или 98%, отметила она, приходится на налогоплательщиков, являющихся банкротами.
«Восстановленная сумма преференций по решениям суда составляет 27 млн руб., при этом фактически в бюджет уплачено 0,07 млн рублей. Неуплаченная сумма в размере 26,6 млн руб. сформирована организациями-банкротами. Таким образом, в среднем 25% суммы преференций восстанавливается по решению суда и меньше 1% фактически поступает в бюджет», — сказала она.
Одной из причин, считает Оксана Доброрез, является длительность процедуры расторжения договоров об условиях деятельности в СЭЗ, и как результат — последующая неспособность таких участников возвратить в бюджетную систему Российской Федерации суммы преференций, полученных за время деятельности в СЭЗ.
Вместе с тем в качестве примера председатель комитета привела положительную практику введённого режима свободной экономической зоны на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
Так, согласно части 3 и 5 статьи 17 Федерального закона от 24.06.2023 № 266-ФЗ «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» при установлении в ходе мониторинга выполнения участником условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне фактов нарушения участником условий указанного договора такой договор может быть досрочно расторгнут управляющей компанией в одностороннем порядке со сроком уведомления участника не менее чем за пятнадцать дней до даты расторжения в порядке, установленном договором. При этом решение управляющей компании об одностороннем расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть обжаловано участником в судебном порядке.
«Установленный на вышеуказанных территориях Российской Федерации порядок позволяет уже с момента принятия решения уполномоченным органом досрочно расторгнуть договор об условиях деятельности в СЭЗ, и только в случае несогласия участник имеет право обжаловать такое решение в судебном порядке. С одной стороны, указанные положения снижают нагрузку на судебную систему, с другой — снижают вероятность невозврата участниками СЭЗ полученных в период деятельности преференций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации», — резюмировала Оксана Доброрез.
Подготовил С. МОРОЗОВ
(по материалам Пресс-службы ГС РК).