В ближайшее время между Россией и Китаем будет построена еще одна железная дорога, которая значительно увеличит объемы транспортировки грузов между двумя государствами. Это касается участка Чойбалсан – Хоот – Бичигт (415 км) на территории Монголии. Начало этому амбициозному проекту на сумму $1,25 млрд было положено еще летом 2022 года. Однако основные работы, согласно сообщению Министерства дорожного и транспортного развития в феврале этого года, начнутся только в конце 2024 года, а ввод объекта в эксплуатацию планируется после 2027 года.
Основатель и генеральный директор российско-китайской транспортной компании RusTransChina, Александр Стрельников, подчеркнул в интерью канала "Строительный мир" канала важность этого проекта для Москвы и Пекина, особенно в контексте растущего объема торговли между странами. Если сегодня перевозочная способность железной дороги Соловьевск – Чойбалсан составляет 100 тыс. тонн в год, то после того, как она станет частью нового транспортного коридора Россия – Монголия – Китай, эта цифра возрастет до 10 млн тонн.
Этот проект согласуется со стратегическими интересами России в укреплении экономического сотрудничества с соседними странами, развитии восточных регионов страны и усилении евразийской интеграции, считает эксперт. Увеличение перевозок по данному маршруту положительно отразится, в частности, на Забайкальском крае, где будет создана дополнительная инфраструктура.
Для Монголии новая железнодорожная магистраль откроет новые пути к Тихоокеанским портам как на территории России, так и Китая. Сегодня лишь три из 42 сухопутных пограничных пунктов страны соединены железной дорогой. Грузы, такие как медь и уголь, сейчас вывозятся грузовиками, что влияет на экологию и объемы транспортировки.
Железная дорога из России в монгольский Чойбалсан идет от станции Борзя (Транссиб) через ЖДПП "Соловьевск", построенную еще в 1939 году. Планируется сделать этот пункт многофункциональным, чтобы позволить проход через железнодорожный пограничный пункт товаров и транспортных средств из третьих стран. Кроме того, планируется проложить автотрассу от МАПП "Бичигт" (на границе Монголии и Китая) в направлении Чойбалсана. На данный момент автомобильный пункт пропуска "Соловьевск/Эрэнцав" уже является многофункциональным.
Кроме упомянутого участка, до конца 2024 года аналогичные работы начнутся на участках Арцсуур – Нарынсухайт – Шивеэхурен и Сайншанд – Баруун-Урт – Хоот. Параллельно ведется разработка технико-экономического обоснования для строительства железной дороги Улан-Батор – Хархорин. В 2023 году по железным дорогам было перевезено общим объемом 35 млн тонн грузов (всего видов транспорта - 105 млн тонн). Целью на 2024 год является перевозка 45,5 млн тонн.
Китай и Россия остаются крупнейшими торговыми партнерами Монголии. В Китай основными экспортными товарами являются медные концентраты, уголь, железная руда и сырая нефть, а в Россию поставляются продукты животного происхождения и полезные ископаемые, включая плавиковый шпат.
Этот проект также способствует увеличению интеграции стран региона и становится важным шагом в развитии транспортных связей восточной части Евразии.