Как выглядели и чем занимались родители и брат Айвазовского

Знаменитый маринист Иван Айвазовский писал не только морские пейзажи. Есть у него и портреты, и сюжетные полотна. Но, конечно, на фоне основной его тематики их немного. В частности, Айвазовский запечатлел самых близких ему людей — родителей и брата. Были у него еще три сестры, но их портретов нет.

Отец художника — Геворк Айвазян, был по крови армянином, но по месту рождения поляком. Он родился в Галиции, куда еще в XVIII веке убежали его предки, спасаясь от турков. Потом Геворк перебрался в Крым, в Феодосию, и тут занялся довольно успешным купеческим бизнесом. Однако, эпидемия чумы подкосила его дело, и Айвазян разорился. Потом он уже не был так богат, как прежде.

Иван Айвазовский. "Портрет отца"
Иван Айвазовский. "Портрет отца"

В Крыму же Геворк нашел себе жену, тоже армянку. Ее звали Рипсиме. Она родила пятерых детей и занималась хозяйством. На портретах, написанных сыном, оба родителя — уже пожилые люди. Отец изображен в профиль, облысевший, седой, но с волевым подбородком и решительным выражением лица. Мать показана как уставшая, тихая женщина.

Возможно, Айвазовский строил свою семейную жизнь по образцу родительской, и если так, то его отец был деспот и домашний тиран, издевавшийся над женой, а она безропотно сносила все, испуганная и забитая своим суровым мужем. Судя по выражению ее лица, эта версия вполне реальная.

Иван Айвазовский. "Портрет матери"
Иван Айвазовский. "Портрет матери"

Айвазовский не написал портретов своих сестер, вероятно, потому, что отношения с ними были у него не самыми душевными. Он вообще к женщинам относился как к обслуге или к вещи, не признавал в них личность. Другое дело — брат. Саркис был старше Ованеса (Ивана) и пользовался у него авторитетом. В 14 лет Саркиса отправил и в Венецию в католическую конгрегацию мхитаристов на острове Св. Лазаря. Он там получил хорошее образование, в 18 лет стал монахом и получил имя Габриэл.

Эта конгрегация была основана в XVIII веке армянами и стала впоследствии центром по изучению армянской истории и культуры. В 1810 году Наполеон присвоил этому центру статус академии.

Иван Айвазовский. "Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция". 1843
Иван Айвазовский. "Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция". 1843

Айвазовский писал брата дважды — сперва в 1843 году, когда тот был еще мхитаристом в Венеции. Это, по сути, морской пейзаж, но на переднем плане изображены два человека. Тот, кто стоит слева — Габриэл. Другой монах — это
А. Авгерян, который, кстати, учил Байрона армянскому языку. Картина называется «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря». На парапете между обоими монахами лежит книга в красной обложке. Это изданный мхитаристами толковый словарь армянского языка. Монахи активно занимались просветительской работой.

Габриэл был очень образованным человеком, знал дюжину языков, а писал на грабаре — древнеармянском литературном языке. Он преподавал, писал книги и статьи (в том числе двухтомную «Историю Османского государства»), издавал историко-филологический журнал «Базмавеп» (существует до сих пор) и другие журналы.

Иван Айвазовский. "Портрет брата Саркиса Айвазяна (в монашестве Габриэля)". 1883
Иван Айвазовский. "Портрет брата Саркиса Айвазяна (в монашестве Габриэля)". 1883

Короче, брат Айвазовского был интеллектуалом, эрудитом и ученым. И, разумеется, священнослужителем. В этом качестве он делал успешную карьеру, работал в Париже, но Ватикану не нравилось, что о. Габриэл сосредоточен на армянской культуре. Произошел конфликт, а результате чего Габриэл порвал с католицизмом и вернулся в лоно армянской церкви. Он руководил школой, занимался переводами (первым перевел на армянский язык басни Крылова), много писал, занимался филологическими исследованиями. В 1872 году был рукоположен в епископы, потом в архиепископы, был назначен ректором Духовной семинарии Геворгян, а затем послан в Тифлис руководить грузино-имеретинской епархией Армянской Апостольской Церкви.

С портрета, написанного Иваном Айвазовским, на нас смотрит умное, интеллигентное лицо Габриэля. Его влияние на брата было велико. Уже после его смерти Иван, думая о беседах с ним, написал картины «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель. IV век» и «Клятва. Полководец Вардан Мамиконян. V век».

Приглашаю на другие мои каналы: Лидия, неисправимый гуманитарий и Это просто поэзия, а также прошу поддержать своим присутствием добиваемый Дзеном канал моего мужа Александр имхо.