Знаменитый маринист Иван Айвазовский писал не только морские пейзажи. Есть у него и портреты, и сюжетные полотна. Но, конечно, на фоне основной его тематики их немного. В частности, Айвазовский запечатлел самых близких ему людей — родителей и брата. Были у него еще три сестры, но их портретов нет.
Отец художника — Геворк Айвазян, был по крови армянином, но по месту рождения поляком. Он родился в Галиции, куда еще в XVIII веке убежали его предки, спасаясь от турков. Потом Геворк перебрался в Крым, в Феодосию, и тут занялся довольно успешным купеческим бизнесом. Однако, эпидемия чумы подкосила его дело, и Айвазян разорился. Потом он уже не был так богат, как прежде.
В Крыму же Геворк нашел себе жену, тоже армянку. Ее звали Рипсиме. Она родила пятерых детей и занималась хозяйством. На портретах, написанных сыном, оба родителя — уже пожилые люди. Отец изображен в профиль, облысевший, седой, но с волевым подбородком и решительным выражением лица. Мать показана как уставшая, тихая женщина.
Возможно, Айвазовский строил свою семейную жизнь по образцу родительской, и если так, то его отец был деспот и домашний тиран, издевавшийся над женой, а она безропотно сносила все, испуганная и забитая своим суровым мужем. Судя по выражению ее лица, эта версия вполне реальная.
Айвазовский не написал портретов своих сестер, вероятно, потому, что отношения с ними были у него не самыми душевными. Он вообще к женщинам относился как к обслуге или к вещи, не признавал в них личность. Другое дело — брат. Саркис был старше Ованеса (Ивана) и пользовался у него авторитетом. В 14 лет Саркиса отправил и в Венецию в католическую конгрегацию мхитаристов на острове Св. Лазаря. Он там получил хорошее образование, в 18 лет стал монахом и получил имя Габриэл.
Эта конгрегация была основана в XVIII веке армянами и стала впоследствии центром по изучению армянской истории и культуры. В 1810 году Наполеон присвоил этому центру статус академии.
Айвазовский писал брата дважды — сперва в 1843 году, когда тот был еще мхитаристом в Венеции. Это, по сути, морской пейзаж, но на переднем плане изображены два человека. Тот, кто стоит слева — Габриэл. Другой монах — это
А. Авгерян, который, кстати, учил Байрона армянскому языку. Картина называется «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря». На парапете между обоими монахами лежит книга в красной обложке. Это изданный мхитаристами толковый словарь армянского языка. Монахи активно занимались просветительской работой.
Габриэл был очень образованным человеком, знал дюжину языков, а писал на грабаре — древнеармянском литературном языке. Он преподавал, писал книги и статьи (в том числе двухтомную «Историю Османского государства»), издавал историко-филологический журнал «Базмавеп» (существует до сих пор) и другие журналы.
Короче, брат Айвазовского был интеллектуалом, эрудитом и ученым. И, разумеется, священнослужителем. В этом качестве он делал успешную карьеру, работал в Париже, но Ватикану не нравилось, что о. Габриэл сосредоточен на армянской культуре. Произошел конфликт, а результате чего Габриэл порвал с католицизмом и вернулся в лоно армянской церкви. Он руководил школой, занимался переводами (первым перевел на армянский язык басни Крылова), много писал, занимался филологическими исследованиями. В 1872 году был рукоположен в епископы, потом в архиепископы, был назначен ректором Духовной семинарии Геворгян, а затем послан в Тифлис руководить грузино-имеретинской епархией Армянской Апостольской Церкви.
С портрета, написанного Иваном Айвазовским, на нас смотрит умное, интеллигентное лицо Габриэля. Его влияние на брата было велико. Уже после его смерти Иван, думая о беседах с ним, написал картины «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель. IV век» и «Клятва. Полководец Вардан Мамиконян. V век».