Православный календарь
Апостола от 70-ти и священномученика Симео́на Иерусалимского, сродника Господня (107); прав. Евло́гия Странноприимца (IV); прп. Стефа́на, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1094); сщмчч. Па́вла Светозарова и Иоа́нна Рождественского, пресвитеров, мчч. Петра́ Языкова, Никола́я Малкова, Авксе́нтия Калашникова, Се́ргия Мефодиева и мц. Анастаси́и Шиловой (1922); прмц. Мари́и Носовой (1938); сщмч. Иоа́нна Спасского (1941) [1].
Народный календарь
Святой апостол Симеон назван в народе ранопашцем, поскольку на основной территории России начиналась пора активной подготовки земли к посеву тех культур, которые принято было выращивать в данной местности. Ранопашец в одних губерниях понималось как необходимость мужику рано вставать и, не теряя времени даром, пахать, чтобы не пропустить оптимальных сроков посева. В северных и среднерусских губерниях ранопашец означало: пора приступать к ранней пахоте.
Не ленись с плужком - будешь с пирожком.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Глубже пахать - больше хлеба жевать.
По пашне и брашно.
На пашне огрехи, в кармане прорехи.
Коли орать (пахать) - так в дуду не играть.
Землю пахать - не в бабки играть.
Вскачь не напашешься.
Одна вспашка - не пашня, две вспашки - полпашни, три вспашки - пашня.
За вешней пашней - шапка с головы свалится, не подыму.
Мужик умирать собирайся, а земельку паши.
Святой Боже пахать не поможет.
И поедим, и спляшем, только пашню спашем.
В южнорусских областях до запашки полей молодёжи нельзя было петь, а пение вблизи полей считалось грехом.
Уральские хлеборобы определяли сроки начала пахоты по целому набору признаков: Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают.
В Тюменском крае, как, впрочем, и в других местах, выезд на первую пашню сопровождался особыми действами. Когда лошади уже бывают заряжены, вся семья собирается в горницу, затворяют двери и перед иконами затепливают свечки. Перед началом молитвы, по обычаю, все должны сесть, а потом уж вставать и молиться. После молитвы в хороших семьях сыновья, отправляющиеся на пашню, кланяются родителям в ноги и просят благословления. Прежде чем выехать за ворота, часто посылают посмотреть, нет ли где бабы на улице. Дурною приметою считается, когда при таком важном выезде баба пересечёт дорогу. После такой беды хоть назад воротиться. Так и делают, если ещё не выехали со двора: снова идут в горницу обождать и уж потом выезжают. Бабы в это время боятся ходить, а если увидят отъезжающих, то стараются обождать. Не то другой мужик так отпоёт, что три года будет помнить.
Загадки:
Кривоногий растрепал,
А зубастый причесал.
Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
Солнышко взойдёт - стряхнёт, запихнёт, а сам песенки поёт.
Ног много, а сам с поля на спине едет [2].
Семён ранопашец. Весеннего Семёна празднуют во избежание весенних заморозков, которые могут повредить посевам [3].
Если выпадет дождь добрый, то хлеба будет амбар полный. Ясный восход солнца – к ветренному лету.
Об этом дне говорили: «Ранопашец глядит: “Добро ли оттаяла земелька?”». В этот день отхаживали пятами назад от поля, от «отворенной» (вспаханной земли), от злых духов: «На Семена-ранопашца всякие твари нечистые сон стряхивают с себя, выбираются на свет Божий». Крестьяне верили, что в этот день нечистая сила с полей пытается проникнуть в дом, в хлев, согреться и поживиться. По народному поверью, нечистые силы принимают то птичий образ, то звериный и жалостно к ногам человека являются. Были случаи, когда они появлялись «откуда ни возьмись», при наглухо закрытых дверях в виде котенка или вороненка. Если пригреть его, то потом беды не оберешься. Так что в этот день крестьянин работал в поле с оглядкой [4].
Примечания
1. azbyka.ru/days/2024-05-10
2. Некрылова А. Русский традиционный календарь
3. Толстой Н. Славянские древности
4. Третьякова О. Русский народный календарь
Народный календарь на 27 апреля, народные приметы на 27 апреля, поверья на 27 апреля, суеверия на 27 апреля, что можно делать 27 апреля, что нельзя делать 27 апреля