Найти тему

Стресс и сопротивление. А если технически? Тогда возникает любопытная аналогия

Дорогой заинтересованный искатель здоровья, очень похоже, кажется ситуация такова, что причины многих болезней скрыты в субъективном мире. Как же тогда овладеть принципами оздоровления, если неизвестны причины? Что тут сказать, наука психология пока только фундаментально развивается. А в чём будет проявляться прогресс? По нашему мнению, учёные всё больше станут рассуждать о тесной связи между психологией и эндокринологией. Не зря в настоящее время в медицине выделилось такое направление, как психоэндокринология. Ну, хорошо, мы о чём? В первую очередь о том, как жить правильно. Здоровый образ жизни? В принципе, да, но здесь психическое здоровье связано с физическим здоровьем. Даже правильное мышление и то полезно для здоровья, чего уж там говорить об эмоциональном состоянии. И тут есть серьёзная проблема, на пути к здоровью, общему оздоровлению, достижению психоэмоционального комфорта, дают о себе знать - раздражения, стресс.

Действительно, допустим, правильное питание - это шаг к обретению здоровья, проблемой питания мы занимаемся. С другой стороны, необходимо принимать в расчёт психологические основы здоровья. Да, мир полон различных раздражителей, буйство эмоций иногда зашкаливает в обществе. Отсюда, «негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма - эмоциональный стресс (напряжение)».[1] Здесь же утверждается, что эмоциональный стресс запускается стресс-факторами, а причиной появления этого стресса является личностное отношение человека к факторному воздействию.

Как эмоциональный стресс влияет на физическое здоровье? Существуют физиологические механизмы, которые на самом деле и реализуют это влияние. Если довольно упрощённо, то гипофиз мозга в ответ на раздражение секретирует в кровь гормон (АКТГ), который активирует надпочечники. В результате действия гормонов надпочечников повышается активность симпатической нервной системы, а это, в свою очередь, сказывается на усилении работы сердца, также поднимается артериальное давление и так далее. Конечно, общая работоспособность человека повышается. Однако не всё так просто, имеется и негативная сторона дела.

Когда организм функционально перестраивается по причине мобилизации против действия стрессора, эмоциональное возбуждение возрастает, а повышение работоспособности объясняется ростом общего напряжения. Что-то тут может и не выдержать. Между тем, данная стадия развития стресса называется «тревогой». Однако на второй стадии, «устойчивости», происходит некоторая стабилизация, хотя активность симпатической нервной системы остаётся на высоком уровне. Такое долго продолжаться не может, поддержание повышенной работоспособности, умственной и физической, требует ресурсов. Поэтому, если стресс всё-таки занимает продолжительное время, то возникают проблемы, характеризующиеся «истощением». На этой стадии иммунитет слабеет, появляются язвы желудка, другие неприятные моменты. Жизнь в постоянном негативе серьёзно подрывает наше здоровье.

Далее, что такое всё-таки стресс с точки зрения психологии? «Стресс - повышенная физическая и психическая активность. При неблагоприятных условиях способствует выработки оптимального функционального состояния. При неблагоприятных, вызывает состояние нервно-психического напряжения и дезорганизацию деятельности».[2] В общем и целом, стрессовые реакции несут в себе смысл адаптационного процесса относительно воздействия. Хорошо, прежде чем обращаться к физиологии и биохимии проблемы, разумно исследовать более подробно психологию стресса, что и сделаем чуть позже.

Так как имеет смысл немного отвлечься, ведь интересно следующее, сам термин «стресс» впервые был употреблён в отношении технических объектов, когда те испытывали нагрузку, но сопротивлялись ей. Есть какие-нибудь ассоциации на данный счёт? Сугубо с технической точки зрения напряжение, которое упомянуто выше, описывается в понятиях, связанных с электричеством. Вероятно, вся подноготная стресса как-то объясняется с позиции энергии. Да уж, как тут без физики, ладно, читаем: «Разность потенциалов между двумя точками обычно называют напряжением между точками».[3] Нет, физическими формулами мы свободно не оперируем, поэтому нас устроят и учебники в качестве источников сведений. Так вот, «напряжение - это величина, характеризующая электрическое поле».[4]

Итак, что касается напряжения, мы можем сравнить, например, возможности осветительных приборов, функционирующих от различных источников питания. Скажем, лампочка, включенная в электрическую розетку, будет производить больше света и тепла, чем от батарейки. Даже если в обоих случаях сила тока остаётся одинаковой, разница в напряжении. Дело в том, что электрическое поле совершает работу по перемещению зарядов, что и показывает электрическое напряжение. Напряжение указывает на разность уровней между высоким потенциалом и низким потенциалом.

Понятно, объекты, испытывающие нагрузку, сопротивляются ей, что зависит от свойств объектов. Также и проводники, проводящие электрический ток, имеют различные величины электрического сопротивления. С одной стороны, воздействие, но с другой - сопротивление, отсюда появляется и напряжение (разница потенциалов). «Таким образом, каждый проводник как бы противодействует электрическому току, оказывает ему сопротивление».[5] Скорее всего, в условиях стрессовой ситуации мы чему-то сопротивляемся, отчего проявляются отталкивающие тенденции относительно фактора воздействия. Но мы пока рассматриваем техническую сторону проблемы, и тут ясно, сопротивление возникает вследствие взаимодействия между движущимися частицами.

Фактор воздействия (который условно обозначим силой тока), напряжение и сопротивление - это связанные величины. Данную зависимость описывает известный Закон Ома, который читается так: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.[6] Что ещё? «В технике словом «сопротивление» иногда обозначают специальные устройства, включаемые в электрическую цепь и обладающие электрическим сопротивлением. Такие устройства называются резисторами».[7] Зачем нужен резистор?

Утверждается, что в резисторе происходит необратимый процесс преобразования электрической энергии в теплоту. В то же время, резисторы применяются «для ограничения тока в электрической сети». Далее, «резистор - электроэлемент, предназначенный для поглощения электрической энергии и распределения её между другими элементами».[8] По всей видимости, без резисторов в электрической цепи все приборы просто перегорят, не выдержав напряжение. Между тем, резисторы имеют свои параметры.

Прежде всего, резисторы характеризуются номинальным сопротивлением, оно и понятно. И, безусловно, резисторы обладают какой-то номинальной мощностью. «Номинальная мощность - наибольшая мощность, которую резистор может рассеивать при непрерывной электрической нагрузке».[9] То есть не всякую нагрузку может выдержать резистор. И «каждая конструкция резистора характеризуется предельным рабочим напряжением, которое может быть приложено к резистору, не вызывая нарушения его работоспособности».[10] Электрические перегрузки, перегрев, приводят к выходу устройства из рабочего состояния.

Теперь, что такое организм? Это физическая система, причём токопроводящая. Эмоциональное возбуждение - это воздействие, и оно где-то напоминает воздействие электрического тока. В случае мобилизации против действия стрессора, эмоциональное возбуждение возрастает, а повышение работоспособности объясняется ростом общего напряжения. Увеличивается и уровень сопротивления стресс-факторам. Выходит, наша аналогия с техническими средствами позволяет сделать некие выводы, по крайней мере, даёт повод размышлениям. Если напряжение продолжается долго, а «внутренние резисторы» не справляются, то фаза истощения «не за горами». Поэтому нужно заботиться о том, чтобы наше психоэмоциональное состояние оставалось стабильным. Правда, у многих людей с этим сложности, когда определённая преграда превращается в неопределимую стену.

[1] Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. - М.: Флинта: Наука, 2001. С. 94

[2] Общая психология и психопатология: учебное пособие / Л.И. Ложкина, К.В. Шелыгин. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016. С 42

[3] Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Учеб. пособие: В 3 кн. Кн.2. Электродинамика. Оптика. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. С. 33

[4] Физика. 8 кл. : учеб. для общеобразват. учреждений / А.В. Перышкин. - М. : Дрофа, 2013. С. 113

[5] Физика. 8 кл. : учеб. для общеобразват. учреждений / А.В. Перышкин. - М. : Дрофа, 2013. С. 122

[6] Физика. 8 кл. : учеб. для общеобразват. учреждений / А.В. Перышкин. - М. : Дрофа, 2013. С. 125

[7] Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Учеб. пособие: В 3 кн. Кн.2. Электродинамика. Оптика. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. С. 92

[8] Бондаренко И.Б. Электрорадиоэлементы. Часть 1. Резисторы. – СПб: СПб НИУ ИТМО, 2012. С. 20

[9] Бондаренко И.Б. Электрорадиоэлементы. Часть 1. Резисторы. – СПб: СПб НИУ ИТМО, 2012. С. 31

[10] Бондаренко И.Б. Электрорадиоэлементы. Часть 1. Резисторы. – СПб: СПб НИУ ИТМО, 2012. С. 32