Бешпагир уютно расположился под защитой довольно большого для наших ставропольских степей лесного массива. Ясени, дубы, акации... Но главное, конечно, сосны. В этом материале проекта "Гордость Ставрополья" коллеги из газеты "Вперёд" расскажут об уникальном для наших краёв лесе.
Именно сосновый бор является визитной карточкой села, домом для многих животных и местом притяжения для туристов. Деревья — настоящие атланты: их кроны дают кислород всему живому, а корни уберегают землю от эрозии. Бешпагирский лесной участок, который находится под защитой министерства природы, довольно велик — около 420 гектаров. Из них более девяти гектаров занимает сосна крымская, высаженная в двадцатые годы прошлого столетия для того, чтобы остановить нашествие песков.
ЯЩИК ПАНДОРЫ
К сожалению, человек нередко запускает цепь событий, ведущих к трагическим последствиям. Но, к счастью, кроме людей, бездумно потребляющих дары природы, всегда находятся те, кто понимает важность восстановления. И пример Бешпагира — тому доказательством.
Согласно Энциклопедическому словарю Ставропольского края, село образовано «в 1778 году как военное укрепление (Бешпагирский редут)». Позже сюда стали приезжать переселенцы из разных российских губерний. Начали строить жильё. Да не саманные хаты, а каменные дома: поблизости обнаружили залежи хорошего камня. К концу XIXвека камень, который находился на поверхности и который было легко добыть, жители выбрали, тем самым открыв ящик пандоры — освободив путь пескам. По свидетельствам историков, пески, ничем более не сдерживаемые, начали своё наступление на село. Периодически они засыпали дома по самые печные трубы.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, по распоряжению губернатора пострадавшую территорию стали засаживать ивой остролистной, длинные и прочные корни которой позволяют ей закрепляться даже на песке.
Следующий шаг был сделан уже при другой власти: в 1924 году председатель сельсовета Василий Бакарас снарядил 30 подвод, которые отправились в Никитский ботанический сад (Крым). Оттуда привезли саженцы сосен. Сколько их было, история умалчивает, однако, по всей видимости, прижились многие. Благодаря усердному уходу (есть свидетельства, что их даже поливали, привозя воду в бочках) сосны пошли в рост.
В 1978 году роща сосны крымской получила статус памятника природы. Им она является по сей день.
ПТИЦА? ШИШКА!
Согласно данным министерства природных ресурсов Ставропольского края, сейчас сосны достигают высоты 10 метров, диаметр их стволов от 16 до 27 сантиметров, кроны раскидываются в ширину на 2-3 метра; деревья активно плодоносят.
- Слышите? Вот здесь, на сосне... Кто это? Птица?
Лесничий С. О. Дрогин тоже прислушивается. Спустя совсем небольшое время раздаётся лёгкий треск, будто в сосновой кроне какая-то птичка перескочила с ветки на ветку.
Сосенка небольшая, поэтому птичка должна быть заметна, но мы не видим ничего.
- Да это же шишки! - говорит Святослав Олегович. - Солнце пригревает — и они раскрываются, потрескивают.
Солнышко, и правда, сегодня расщедрилось. Шишки трещат, кора нагревается, хвоя источает эфирные масла — и сосновый бор благоухает, словно один большой хвойный цветок. Святослав Олегович стоит рядом с УАЗиком, улыбается: в своих владениях он знает и любит каждый уголок. В 2009 году стал лесником, а с 2019-го работает участковым лесничим Грачёвского участкового лесничества. Под его началом трудится лесник Алексей Николаевич Фенёв. Вакантна должность ещё одного лесника...
- Красиво тут у вас. Много туристов?
- Много.
- Нарушают?
- По-разному.
Испокон веков красота притягивает разных людей. Хорошие знают, что костёр в лесу жечь нельзя и что мусор за собой нужно убрать. Те, кто похуже, обустраивают кострища, бросают бутылки и пакеты. Бывает время, когда в леса запрещается не только заезжать на автомобиле, но даже заходить пешком: это период особого противопожарного режима.
К слову, 1 апреля начался пожароопасный сезон, так что нужно соблюдать особую осторожность.
МОЛОДАЯ СМЕНА
В августе 2019 года рядом с сосновой рощей, в поле, загорелась стерня. Пламя быстро перекинулось на сосны. Смолистые деревья вспыхивали как свечки... По данным МЧС, объятая тогда огнём площадь составила около 20 гектаров, из них четыре гектара — лес.
В качестве предварительной версии возникновения пожара называли поджог. Но каков результат? Наказаны ли виновные? Информации об этом найти не удалось. Впрочем, всё это вопросы риторические: к сожалению, преступления против природы для государства не являются приоритетными, а потому после громких заявлений в СМИ, как правило, наступает тишина.
Тишина стоит и в сосновой роще. Ещё не все сгоревшие деревья убраны, но между ними тут и там пробиваются нежно-зелёные сосенки. Их мягкие хвоинки тянутся к солнцу.
- В 2020 году мы силами лесхоза расчистили часть пострадавшего леса, - говорит Святослав Олегович. - В 2021-м высадили четыре с половиной тысячи саженцев крымской сосны (большую часть оплатил спонсор Олег Олегович Юсупов). В 2022-м на другом участке подсадили акацию: она хорошо приживается.
В этом году роща ещё подросла: в рамках проведения акции «Сад памяти» 28 марта здесь обрела вторую родину тысяча сосенок.
Всё, что в их силах, лесники делают. Везде стоят аншлаги, по периметру лес опахан. С той стороны, откуда в 2019-м пришёл пожар, минерализованная полоса расширена. Работают и с населением: практически ежедневно патрулируют территорию, раздают листовки, проводят беседы. А вот животным и слова не нужны: они и так давно смекнули что к чему.
ПОД ЗАЩИТОЙ ЛЕСНИКОВ
- Охота здесь в любое время года категорически запрещена, - рассказывает Святослав Олегович. - И животные, похоже, знают это: во время охотничьего сезона все бегут сюда, в лес.
Немудрено: тут зверьё под защитой. Плюс в лесу можно спрятаться: сухостоя в нём немало (к слову, по закону его можно собирать; для этого нужно обратиться за разрешением к леснику, он выделит место и проследит, чтобы заодно не «собрали» и живые деревья).
Святослав Олегович показывает довольно большой перекопанный участок рядом с лесом.
- Что это? Картошку кто-то сажать пытался?
Собеседник улыбается:
- Кабан корешки искал.
Говорит, лично дикую хрюшку не видел, а вот хрюканье слышал. Подумывает приобрести фотоловушку — тогда многое невидимое станет явью.
- А кто ещё у вас водится?
Оказывается, кроме зайцев и лис, есть забавные толстячки байбаки (степные сурки), можно встретить косуль и оленей (возможно, заходят со стороны заказника на Стрижаменте), а ещё шакалов и волков.
- Как-то вышел рано-рано, - вспоминает Святослав Олегович, - и слышу: несколько человек хохочут. Да странно так, словно не в себе. На секунду, наверное, растерялся, а потом сообразил: шакалы!
- А волки правда есть или это байки?
- Не байки, лично видел. Сидел серый (большой, матёрый) на склоне, а внизу стадо овец...
В этих местах волки не раз разбойничали – такая уж у них натура. Поэтому лесники всегда предупреждают взрослых, чтобы не отпускали детей одних.
Святослав Олегович собирается работать (столбы верстовые подбеливать), а мы с водителем Виктором Викторовичем Кыктевым хотим пройти через бешпагирский лес.
- Может, зверушек каких встретим, - мечтаю, - сфотографируем.
Лесничий в ответ пожимает плечами:
- Это вряд ли: солнце в зените.
ЦЕПЬ СОБЫТИЙ
Лес встречает смолистым запахом и тишиной. Только иногда с сосны на сосну перелетают сойки, да один раз в зарослях отрывисто крикнул и убежал фазан. Немудрено: полдень. У птиц и животных, большинство из которых в отличие от нас, людей, встают с первыми лучами солнца, заслуженная сиеста.
Зато жуки-короеды трудятся вовсю. Следы их трудов не заметить невозможно: стволы упавших сосен — сплошь в мелкую дырочку. Когда снимаешь кору и осыпается труха, дырочки становятся видны ещё лучше. Для сосен короеды — настоящий бич. В последние годы они встречаются во многих округах Ставропольского края, и, к сожалению, работа по их уничтожению практически не ведётся.
Зато ведётся работа по уничтожению животных и птиц, включая тех, которые могли бы стать для короедов естественными врагами и помочь деревьям избавиться от вредителей. Удивительно, но факт: в бешпагирском лесу почти не слышно дятлов. А казалось бы, столько еды! Садись на любое дерево — и долби, отыскивай жучков. Но многие птицы и животные ежегодно гибнут из-за нерадивых аграриев, которые, нарушая методику борьбы с мышами и прочими грызунами, ставят под удар тех, кто не представляет опасности для их урожая. Отравленное зерно, разбросанное по поверхности земли (а не засыпанное в норки), клюют птицы, едят зайцы. Цепь смертей продолжается, когда мышь, птицу или зайца поедает хищник. Когда-то в бешпагирском лесу было много сов, теперь они практически исчезли...
Меньше стало и воды. Согласно некоторым источникам название «Бешпагир» переводится с тюркского как «пять родников». Говорят, что их, родников, было даже не пять, а значительно больше. Теперь не так.
Если добавить тот факт, что зимы стали почти бесснежными, становится понятно, почему пропадают взрослые сосны, а вновь посаженные далеко не всегда приживаются. В бешпагирский лес не раз приезжали лесопатологи. По их данным, за последние четыре-пять лет из-за засухи здесь погибло около 15 гектаров деревьев. Впрочем, засуха грозит всему Ставрополью.
Водитель Виктор Викторович собирает брошенные кем-то в лесу пластиковые бутылки. В одной из них вода — и он поливает маленькую сосенку-сеянец. За исключением этих нескольких бутылок, в лесу чисто: видна работа лесников. Хорошо, что у леса есть защитники. Но будет ещё лучше, если каждый из нас, гостей этого леса, поймёт простую истину: не мы, а они – деревья, животные, птицы — те самые богатыри, которые сохраняют жизнь на нашей хрупкой планете.
Автор: Елена Арцимович