Ну что, подобрались вплотную к легенде? Все думал, с чего бы начать рассказ о главной постапокалиптической франшизе, благо, в конце мая выходит очередной фильм демиурга этой вселенной - Джорджа Миллера. Решил начать рассказ, как бы это банально не звучало, с самого начала.
На самом излете семидесятых, в 1979 году на свет Божий в далекой Австралии появляется фильм - дебют начинающего режиссера, несколько десятилетий потом державший рекорд в номинации "расходы/доходы". Для Джорджа Миллера его первое творение стало трамплином в большой кинематограф. Для исполнителя главной роли, простого австралийского паренька Мела Гибсона - началом триумфального восхождения к вершине своей голливудской славы. Для жанра постапокалиптики фильм, конечно, не стал поворотной точкой, в отличие от своего же продолжения, но, несомненно, сыграл свою роль.
И вот тут, парадокс, не смотря на культовый статус фильма, про него и сказать-то особо нечего. Не пережевывать же, действительно, истории о том, как Миллер, будучи медицинским работником, насмотрелся на последствия ДТП? Или о том, как он ради съемок фильма разбил собственный микроавтобус? Или о том, что для массовки привлекли стадо натуральных байкеров-бандюганов и платили им жрачкой и пивасом? Или вспоминать, как Гибсон пришел на пробы с распухшей мордой лица (побуянил в кабаке накануне) и получил изначально место одного из фриков в массовке? Все эти истории легко можно найти на Кинопоиске.
Попробуем копнуть глубже, изучить феномен популярности, благо, тут не совсем все очевидно. Если бы фильм получил популярность вследствие культового статуса своего продолжения, это одно. Подобная история случилась в свое время с "Бешеными псами" Тарантино, которых все бросились смотреть, потому что это первый фильм великого и ужасного создателя "Криминального чтива".
Чего уж говорить, фильм дешев, и это видно на экране. Более того, если строго судить, по нынешним стандартам, фильм довольно скучен. Экшена мало - сказывались ограничения бюджета. Главный герой - не совсем и герой-то по сути. Гражданин Рокатански попросту бежит от проблем (надо сказать, он это пытается сделать на протяжении всех четырех фильмов), но они его все равно настигают. Актеры не были известны никому. Сюжет оригинальными поворотами не блещет. Но что тогда повлияло на такую бешенную популярность? Попробуем разобраться.
Итак, начнем с сюжета. Недалекое будущее - естественно, для 70-х. В лоре вселенной франшизы - где-то примерно лет пять от даты съемок, так что на дворе примерно год 1985-й. В мире бушует глобальный экономический кризис, что самым негативным образом влияет на криминогенную обстановку. По дорогам ридной Австралийщины прото так и не поездишь. На Большой Сиднейский тракт регулярно выходят лихие люди, граждане без совести, зато с огнестрельным оружием. Противостоять бандитскому беспределу должны бравые парни из Основного Силового патруля - подразделения дорожной полиции. Главный герой - Макс Рокатански, тянет лямку полисмена как раз в такой конторе.
Как-то раз, находясь при исполнении, Макс избавляет мир от опасного отморозка с погонялом "Ночной Ездок". Однако, Макс не учел одного - уголовник состоит в местной шайке байкеров-отморозков во главе с крайне неприятным типом с творческим псевдонимом Потрошитель (Пальцерез в другом варианте перевода). Корефанам Ездока карательные инициативы Рокатански почему-то особо не нравятся и они решают страшно мстить, для чего подстраивают автокатастрофу для приятеля Макса - патрульмена Гуса. Если вы считает, что после утраты напарника ярость благородная вскипит как волна, фиг вы угадали. Гражданин Рокатански вполне здраво рассудил, что на фиг ему это все не сдалось, пишет рапорт по собственному, хватает свое семейство в охапку и сваливает в деревню, в глушь, в Саратов.
Впрочем, бандюганы достали его и там. Потеряв жену и ребенка, Макс получает наконец крепкий пинок под зад для обратной реакции, и, похитив из полицейского гаража экспериментальную модель дорожного перехватчика, реализует свою мстю. На этом, в общем-то, все, фильм заканчивается. Замечу, мстит герой буквально на последних пятнадцати минутах фильма. Как видно, сюжет оригинальностью не отличается и похож на ту же самую "Жажду смерти" с Чарльзом Бронсоном, вышедшую пятью годами ранее. Впрочем, фильм заработал такую популярность не за то, что в нем показывают, а за то, как это показывают.
В качестве орудия мести, вместо "магнума-44" здесь - масл-кар с двигателем V8, вместо привычных гетто Нью-Йорка или Лос-Анджелеса - неизбитые просторы Австралии, вместо рожи Клинта Иствуда или Бронсона - абсолютно никому неизвестные актеры.
Экшена немного, но насилия - хоть отбавляй. Фильм жесток. Одна финальная сцена с ножовкой настолько произвела впечатление на публику, что потом цитировалась неоднократно, самый характерный пример - ужастик "Пила". При этом, насилие здесь не игрушечное - кровь не бьет веселыми фонтанчиками при отрубании конечностей. Миллер, вдоволь насмотревшись в период своей медицинской службы на жертв превышения скорости, отлично перенес на экран то, что случается с хрупкими человеческими тушками при столкновении двух железных коробок с колесиками.
Вдовесок ко всему, экшен предельно реалистичный - Макс далеко не супергерой и в момент совершения мести получает вполне реальные увечья. Так же уязвимы как друзья и напарники, так и враги. Погони сняты предельно динамично, съемка с уровня бампера добавляет лишней скорости, да и осознание того, что это не компьютерная графика, а плод работы вполне смертных каскадеров (причем снимали, по сути, любители) играет на ощущения. Нервная музыка Брайана Мэя нагнетает дополнительное напряжение.
Все это на момент выхода фильма основательно так шандарахнуло по башке вначале австралийскому, а затем и международному зрителю. Но каково смотреть фильм сейчас? Скажу честно, из четырех вышедших на настоящий момент фильмов франшизы, этот фильм у меня наименее просматриваемый. Если брать классическую трилогию ("Дорогу ярости" я все же считаю перезапуском, а не прямым продолжением), то даже третью часть, обычно признаваемую провальной, я смотрю чаще.
Все потому, что как отдельное произведение в связке с временным контекстом фильм вполне неплох, но как часть именно постапокалиптической франшизы явно не дотягивает до своего продолжения. По сути, как такового постапокалипсиса в ленте еще и нет, время действия - своеобразные австралийские "лихие 80-е". Впрочем, для западного зрителя такое вполне может показаться если не концом света, то явным загниванием и разгулом анархии. Плюс, оно связано с остальными фильмами только героем, но уже вот второй ленте Макс изменился так, что нам и не особо нужно знать его предысторию.
В общем, скажем прямо, сейчас фильм заинтересует только любителей кино, поклонников жанра или любопытствующих, что же такое сняли сорок лет назад, от чего до сих пор круги расходятся.
А вот разговор о его эпичном продолжении будет слегка попозже, но обязательно будет.
Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
#Безумный Макс #постапокалипсис #Мэл Гибсон #Джордж Миллер