Не давно, попалась на глаза в Телеге картина одного из художников социалистического реализмы, называется:
"Весеннее утро на заводе", 1963 г. Костина Н. В.
Вот и ударился в воспоминания.
Лето 1978 года. Цех Ленинградского электромеханического завода, где предстояло отбывать практику после уроков труда в 9 классе, встретил меня матом, а после обеда и затуханием интереса к производственному процессу, по причине, залитого технического спирта в глотки гегемона.
Из истории общеобразовательного процесса.
В девятом классе, уроки труда для юношей, по крайне мере в нашей 395 школе, строились следующим образом.
Весь год, по пятницам, мы посещали 130 ПТУ, где нам давали основы профессии радиомонтажника.
Ну, а летом, в течение 20 дней, мы, уже с паяльниками в руках, приносили пользу Родине, за монетки, разумеется.
Так вот, у входа проходной завода нас встречала мастер и размещала уже непосредственно на производственной линии.
Первые часы народец на производстве вел себя вполне прилично, затем, по мере опустошения емкостей с техническим спиртом, его выдавали, что-то там протирать, мужская часть становилась более говорливой, причем, обычные слова служили лишь основой для связки не цензурных выражений.
Меня это, поначалу, несколько удивляло, поскольку дома я мата не слышал, да и в классе его никто не употреблял.
Через 3-4 часа работы, труженики начинали ругаться с мастером, требуя еще жидкости.
Замечу, что запивали спирт исключительно молоком, оно было положено на вредном производстве.
В обед, все отправлялись в заводскую столовую, и там, уже, разбавляя компотом принесенное с собой горячительное, готовились к завершению трудового дня.
Надо заметить, не смотря на такое отношение к труду, брак был редким исключением, потому как, не смотря на золотое горло, у большинства рабочих были золотые руки.
Мой заработок за 20 деньков составил 40 рублей, на них купили ботинки.
Признаюсь, производственная практика, и все увиденное, укрепило мое желание поступить в военное училище и никогда не брать в руки лопату, паяльник, и прочие атрибуты, необходимые для повышения благосостояние Родины.
Уровень разочарования, был велик еще и от того, что я воспринимал мир нарисованным радостными картинками социализма, а реальность оказалось довольно мрачноватой.
Пьянство на производстве. Из истории вопроса.
С этим пороком, конечно же, боролись, но безуспешно. Пили все и везде.
Постепенно, рабочие стремившиеся окультурится, полностью исчезли, зато вместо них в пролетарских заводских городах массово появилась гопота.
И вот эта шпана уже терроризировать добросовестных рабочих на своих предприятиях.
В 70 – 80 годах в ПТУ пошли почти сплошь неудачники и двоечники. Потом именно из них появлялись пьяницы и бракоделы.
Более удачливые поступали в институты.
Да и в обществе стали считать, что в ПТУ идут сплошь разная шпана.
"Плохо будешь учится - в ПТУ пойдёшь !" - так говорили не только родители своим детям, но и учителя в школах.
ПТУшник стал синонимом неудачника, шпаны, хулигана и в перспективе совсем пропащего человека и даже будущего уголовника.
Качество подготовки рабочей силы в ПТУ было очень низким.
Престиж рабочих профессий опустился дальше некуда.
Надо смотреть правде в глаза, советская власть сознательно и последовательно спаивала население страны.
Это делалось для того, чтобы во первых, лишить народ воли, отучить его думать и действовать, а во вторых, попытка увеличить доходы бюджета за счет алкоголя приводила к увеличению потребления чистого спирта до 15-16 литров в год на среднего жителя СССР.
Кто читал роман-поэму «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева, тот заметил, что вместо мужественных и умных созидателей будущего, являются какие-то сомнительные личности, сознательно скатывающиеся к деградации.
Как то вот так.