Информация о мошенничестве в сети и по телефону где только не обсуждается. Сколько всяких дается предостережений людям. Но и мошенники, практически ежедневно совершенствуют свои методы. Число пострадавших уже идет на миллионы. Есть различные данные, везде по разному, как с ЦБ, так и с МВД, но получается, ежемесячно у людей таким образом списывается до 5 миллиардов рублей.
И вот для таких целей, криминальные круги разработали недавно новый способ. А может он и раньше существовал, только сейчас набрал наибольший оборот.
Актуальность темы
На портале Госуслуг зарегистрировано большинство граждан и хранят там обширную информацию, начиная с адреса и заканчивая многими важными документами. Через учетную запись можно авторизоваться на многих сайтах госслужб, банков и даже микрофинансовых организаций.
Завладев этими данными, криминальные элементы могут легко оформить кредиты, получить деньги со счетов и карт, даже оформить на вас ООО или ИП и многое другое. Но в первую очередь их интересуют ваши деньги.
Схема действий
На телефон или даже электронную почту может поступить сообщение, якобы от "Госуслуг" о "взломе" аккаунта и предложением немедленно защитить свои данные. В нем дается ссылка, по которой надо перейти. Однако по этой ссылке загружается вредоносное ПО или программа шпион или вирус, которые ведут запись экрана и передают "оператору".
А может и просто поступить звонок. Звонят под видом "поддержки госуслуг" или же опять "представители компетентных органов"и сообщают о взломе аккаунта госуслуг. Предлагают немедленно войти в аккаунт и под "их контролем" сменить пароль или кодовое слово, а они быстро окажут помощь "во всем". При этом все надо делать в слух, например назвать коды. Жертву как правило торопят, тут же могут припугнуть, что уже могут быть взяты на ее имя кредиты, списаны деньги в банке и т.п. В общем используют все возможные способы, чтобы держать в напряжении, заставить нервничать, суетиться. Есть на это масса психологических приемов.
И вот жертва, перейдя по всем ссылкам, назвав полученные коды, фактически передает все данные для входя на Госуслуги "доброжелателю из органов". А если мошенникам удалось заранее закинуть на устройство вредоносное ПО, то они все видят по записи экрана.
Когда человек, после звонка мошенника, если отказался с ним общаться, пытается зайти на сайт госуслуг (что как правило и делают срочно), его перебрасывает на страницу восстановления пароля. А позвонив на указанный номер, попадает на вышеуказанную схему. Опять же с ним говорит "служба поддержки", дает коды и т.д и со всеми вытекающими последствиями.
Что делать пострадавшему
Если стали жертвой таких действий и утратили доступ к аккаунту Госуслуг, проблем конечно может быть масса и придется как говорится много побегать по конторам и органам.
А сделать нужно следующее
1. Заблокировать все банковские карты и счета (по телефонам банков или через приложения),
2. Для восстановления доступа на портал придется обратиться в МФЦ или службу поддержки по телефону,
3. Подать запросы в Бюро кредитных историй, выяснить, не появились ли новые кредиты и займы,
4. В случае положительного ответа по п.3, подать заявление в ОВД. А так же известить банки и МФО, что кредиты оформлены не вами лично.
5. В случае затруднений, а их будет немало, да и доказать правоту очень и очень трудно, ведь все делалось с вашей учетной записи, следует обратиться к юристам.
Мой опыт и наблюдения
Скажу честно, жертвой таких действий я не стал, но очень реальных "возможностей" было несколько.
Однажды, в конце прошлого года, получил сообщение в Ватсапп о том, что надо защитить аккаунт Госуслуг. Номер с которого оно пришло больше был похож на частный, однако на аватарке приславшего была эмблема Госуслуг. Сразу подумал, а с какого перепугу шлют сообщения да еще и на ватсапп. Поэтому проигнорировал. Да и номер оказался "левый" (проверил по базе, оказалось даже не мой регион).
Затем были еще пара звонков там же с похожего номера и с такой же аватаркой. Тоже понял, что это левые, не ответил.
Несколько раз на почту получал сообщения, что типа мне полагается компенсация по налогам, каким-то выплатам и т.п. На сообщениях была эмблема Госуслуг. Предлагалось перейти по ссылке. Скопировал ее, перенес для начала в текстовый блокнот, смотрю. Ссылка с виду похожа на сайт госуслуг, те же буквы, однако домен сайта не в зоне "ру", а вместо него несколько латинских букв. Понятно, ведет на поддельный или "фишинговый сайт".Да и отправитель явно был с "левой почты", тоже пробил по базе (для интереса), другая область.
На этом мой опыт общения закончился.
Поэтому и читателям могу только посоветовать - не отвечайте на непонятные звонки или сообщения, а если и ответили, сразу прекращайте разговор. Банкиры, полицейские, ФСБ и другие сами никому не звонят.
Выводы и заключение
К сожалению, бандиты и мошенники не стоят на месте, постоянно совершенствуют способы своей "работы". Их жертвой может стать каждый, попадались даже опытные, как говорится "знающие жизнь" люди. Остается только быть бдительным и трижды осторожным.
Константин
https://www.9111.ru/questions/77777777723838796/