Тогда в наш город переселились театральные артисты
и тележурналисты из Таджикистана
В разных странах мира шли гражданские войны. Но если о войнах в Сомали, Алжире, Йемене, Либерии большинство из нас в то время даже не слышали, то последствия гражданской войны в Таджикистане имели к Магнитогорску самое непосредственное отношение. В числе тех, кого война вынудила переселиться на Урал, были театральные артисты, тележурналисты и сотрудники центрального канала Таджикистана.
Звездой первой величины, без сомнения, был режиссёр Валерий Бакиевич Ахадов – первый секретарь Союза кинематографистов Таджикистана, в 1987–1991 годах – главный режиссёр Государственного русского театра в Душанбе. В 1989 году Ахадов создал и возглавил в Душанбе экспериментальный театр-студию «Полуостров», большую часть труппы которого он в 1991-м и привёз в Магнитогорск.
До 1998 года Валерий Ахадов работал главным режиссёром драматического театра имени А. С. Пушкина и пять лет вёл актёрскую мастерскую в консерватории. Именно ему драмтеатр обязан дружбой с великой Анни Жирардо, а через неё и с её партнёршей по парижской сцене Анн Сельер и дочерью Джулией Сальватори. В Магнитогорске Валерий Ахадов поставил 11 спектаклей. Во время его работы артисты театра участвовали в съёмках нескольких художественных фильмов. Яркой строкой в биографии театра стал кинофестиваль мелодрамы «Хрустальная слеза». Его президентом была Анни Жирардо, а Валерий Ахадов за организацию фестиваля в 1994-м получил «Золотого овна» как лучший продюсер года.
В 1993-м Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина осуществил фантастический проект: провёл международный фестиваль «Театр без границ», собравший театральные коллективы Уральского региона, Москвы, Санкт-Петербурга, Франции, США, Германии, Швейцарии и других стран. Всего театр провёл восемь международных фестивалей «Театр без границ». С 1998 года Валерий Ахадов живёт и работает в Москве.
В труппе, приехавшей с Ахадовым, были такие замечательные актёры, как заслуженные артисты России Сайдо Курбанов, Фарида Муминова, Татьяна Александрович, Игорь Кравченко.
Они работали в магнитогорском театре более десяти лет.
В числе наиболее талантливых актёров «Полуострова» был и Валерий Геращенко.
В том же 1991-м в Магнитогорск приехала группа телевизионщиков –профессионалов высочайшего уровня. В их числе Валентина Марковна Никифорова – в недавнем прошлом главный редактор телекомпании «ТВ-ИН», супруги Слободнюки – Нина Ивановна и Леон Аронович. Чуть позднее – Элла Рубеновна Гогелиани.
Творческий путь Леона Слободнюка начался в 1959 году, когда он пришёл на киностудию «Таджик-фильм». Тогда операторская работа стала для Леона Ароновича смыслом жизни. Оказавшись на телевидении случайно, он, спустя годы, дослужился до главного кинооператора студии документального фильма. Профессионал долгое время сотрудничал с информационными агентствами Советского Союза, «ТАСС» и «Кинохроникой». Под прицел видеокамеры мастера когда-то попадал сам Никита Хрущёв, а Кремль становился декорацией для съёмок. Именно Леон Слободнюк снимал кадры, которые в 1989-м транслировали все каналы советского телевидения, – вывод войск из Афганистана. – Говорят, бывает так, что запах привлекает, вызывает воспоминания, – рассказывал Леон Аронович. – Вот, видимо, был запах у той самой, моей первой плёнки на нитрооснове. Недавно видел сюжет по телевизору со Спилбергом, и он сказал, что кинокамера пахнет. Я согласен…
В нашем городе он большей частью снимал сюжеты для новостей, но в душе всегда оставался художником и очень любил программы, где требовались острота взгляда, умение играть светом и красками. В конце своего жизненного пути он нашёл пристанище на «ТНТ-Магнитогорск». Без него не обходился, пожалуй, ни один эфир информационной программы «Город». Его любимыми съёмками были портретные, пейзажные и «музыкальные». Кстати, Леон Слободнюк очень любил джаз, но говорил, что камеру не предаст никогда. Победитель многочисленных всероссийских конкурсов, он стал первым лауреатом конкурса городского Собрания депутатов «Город и мы» в номинации «Персона в журналистике». Практически все операторы Магнитогорска прошли его профессиональную школу.
К чести Магнитки, она оказалась для теплолюбивых южан тёплой, понимающей, гостеприимной, дав душанбинцам работу, кров, любовь зрителей, друзей.
Ирина Андреева, краевед
Фото: предоставлены автором