Перед отставкой нашего правительства как всегда, как и везде, идет подковерная борьба за портфели в новом правительстве.
На Шойгу давят через Иванова, хотя понятно, что ФСБ давно знали о взятках, просто сейчас, кто-то разрешил этот процесс инициировать. Все спецслужбы мира готовят «закрытое досье» на влиятельных лиц, чтобы при случае надавить на них, убрать с поста или просто влиять через них в нужном спецслужбам или тому, кто за ними стоит, направлении. Думаю, у нас аналогично. Мы ведь всё скопировали с Запада - успели до начала СВО!)).
Вот и про Министерство образования сейчас появилось множество статей, судя по всему носящих заказной характер. Хотя это и не опровергает того факта, что наше образование стало мягко говоря совсем не эффективным. Просто нам обычно перед выборами или перед сменой правительства, как сейчас, начинают сливать крохи правды, выгодной кому-то в предвыборной борьбе.
Поэтому давайте отделим «мух от котлет» и попробуем разобраться, куда идет наше образование - верной ли дорогой:
1. Проблема школьных учебников.
Учебники должны рецензироваться по закону нашей Академией наук, сейчас это по разным причинам не происходит.
Уровень учебников настолько низкий, что интернет заполонили мемы из этих учебников, высвечивающие непрофессионализм их создателей. Вот например, критика учебника математики или здесь про различные задания на ОГЭ, которые кроме как дурацкими автор не называет.
А это совсем недавно: анализ изменений в учебнике истории - который говорит нам, что изменения нисколько не улучшают учебник, а наоборот (Изменения вводятся Приказом Минпросвета и вступают в силу 1 сентября будущего, 2025 года!).
Родители тоже соревнуются между собой в поиске дурацких задач типа этой: "Паша взял завтрак, оставил его на столе и пошел помыть руки. За это время подошел Петя и плюнул в стакан компота пару раз, затем 3 раза плюнул Федя и один раз Тамара. Вопрос: сколько раз плюнули школьники в стакан Паши?!"...
К тому же налицо субъективизм в оценке исторических событий, например, ВОВ или времени существования СССР.
Воспитательная функция учебы, в частности через учебники, присутствует всегда – вопрос лишь в том, в каком направлении идет это самое воспитание. При отсутствии идеологии и при преклонении перед всем западным, воспитание нашей молодежи чаще идет в русле того самого либерализма, против которого мы якобы боремся.
2. Проблема учителей.
Учителям мало платят, они вынуждены брать на себя дополнительные «часы» - из-за перегрузки качество преподавания естественно падает. Методички, по которым вынуждены работать учителя, еще хуже, чем учебники.
Учитель фактически бесправен и в таких условиях в школах поддерживается лишь формальная сторона учебного процесса. А формальное выполнение школой своих функций приводит к чисто формальным знаниям – на бумаге и по тестам ЕГЭ школьники у нас грамотные, а по факту у нас имеется менее 5% школьников, которые занимаются сами, заинтересованы в учебе и реально получают стоящее образование.
А что стоит идея наших чиновников перевести подготовку школьных учителей для 5-9-х классов из вузов в техникумы?!
Я уже молчу, когда серьезной проблемой учителя и учеников становится наличие в классе десятка мигрантов, не понимающих русский язык. Чьи родители купили себе гражданство РФ.
3. Проблема ЕГЭ.
Вчера на встрече Путина с предпринимателями в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), выступил некий человек с Уралвагонзавода, и сказал, что на ЕГЭ надо поставить большую жирную точку, поскольку Путин разрешил пересдавать ЕГЭ и поэтому теперь всё хорошо…
Однако, проблема натаскивания в школе на сдачу ЕГЭ, а не на реальные знания, никуда не делась. Вроде бы решили проблему утечки заданий ЕГЭ, и в этом году не ожидается обычного наплыва в ВУЗы детей с Кавказа, сдавших ЕГЭ на 100 балов!))
А что такое ВПР? Ну продвинутые родители хорошо знают: ВПР — это комплексные контрольные работы. Их задача — оценить, насколько знания школьников по различным предметам соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). А может ФГОС, того самого, на погост?))
4. Чему учит школа и ВУЗ
Эта проблема перекликается с ЕГЭ – ибо ученик в любом случае в основном учит то, что будет на экзамене, то, что проверяется на контрольных и ЕГЭ.
Однако, человека надо в первую очередь учить мыслить. Давать знания необходимо, но в виде системы, а не для того, чтобы школьники и студенты их зазубривали, а приходя на реальное производство и в иные компании, забывали всё это, как ненужный мусор. А сейчас так и есть.
Когда-то экс-министр Фурсенко заявил: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас не менее важно обучать людей использовать знания, достижения, того, что получено в мире»… Т.е. творцы (ученые и инженеры) не нужны. Нужны исполнители, которые будут знать, где найти нужную инструкцию и строго по ней работать! Но видимо все профессионалы попали под клише «творцов» и исчезли с рынка услуг как класс.
А это в свою очередь поднимает проблему профориентации – когда и как нужно ориентировать школьников и студентов на конкретную профессию.
Сейчас ВУЗы выпускают множество студентов, но по «освоенной» профессии идут работать едва ли более 20%, остальные ищут места, где «больше платят и меньше делать»))
Должность инженера сейчас имеет статус часто ниже дворника, поскольку дворник в Москве или Ханты-Мансийске получает больше инженера, скажем в Новосибирске. Да, Правительство рассматривает вопрос выравнивания зарплат по регионам, но пока не ясно чем это закончится.
Но, одна из основных проблем здесь, что никто не знает, какие профессии нужны будут на рынке через 5 лет, поскольку у нас нет планирования по отраслям. Об этом тоже много говорят, но ВУЗ и ныне там. Конечно, действуют программы «Профессионалитет» и «Приоритет-2030», но «Болонская система» обучения, куда нас втянули «эффективные менеджеры», продолжает действовать и разрушать саму суть системы советского образования.
Когда в 90-ые все ВУЗы переименовали в университеты – это вовсе не повысило качество образования. Ровно также, как переименование милиции в полицию ничего кардинально не поменяло – хотя нет здесь стало больше коррупции, учитывая западный образец, с которого взяли основные оргмоменты))
И да, при платном образовании также выросла коррупция среди преподавателей. И их можно понять, когда студент приезжает на занятия на «Мерсе», а преподаватель в долгах за ипотеку, как в шелках... Платное образование, брошенное на самотек, как дети-беспризорники во время революции, не могло не породить коррупцию.
5. А зачем создано Министерство просвещения?
Действительно, у нас нет идеологии, есть Минобр – так чем должно заниматься Минпросвет (Министр которого, Кравцов, также по мнению экспертов кандидат «на вылет»)?
Заметьте, Минпросвет тоже работает со школой. Например, недавно приказом Кравцова уроки физкультуры 5-9 классов будут включать компьютерный спорт (т.е. компьютерные видеоигры) – вот уж сказочный подарок для «тыктокеров» и противников физкультутры!))
В программу по физкультуре уже включены многочисленные новые модули: игра в гольф, дзюдо, ушу, чирлидинг, городки и другие. Ну с дзюдо и ушу всё понятно, хотя то же ушу подразумевает определенную восточную идеологию занятий. А вот что в этой программе делает игра в гольф? Чтобы ее внедрить, т.е. сделать поле, закупить инвентарь, школе надо будет продать все компьютеры, если они у нее есть и то может не хватить… Хотите готовить чемпионов по этому виду спорта? Для этого есть специализированные спортивные школы. «Чирлидинг» - ну как же без западных забав? Мы же всё копируем оттуда – почему бы нашим красавицам-школьницам не станцевать перед матчем перед уважаемой публикой и РОНО ламбаду?))
Конечно, есть еще одна проблемка – нет инвентаря и тренеров. Откуда они в обычной школе по этим видам «спорта»? Да и кто пойдет тренером на зарплату учителя физкультуры?
6. Дистантное образование
11 октября 2023 года вышло постановление Правительства теперь ребенок сможет «учиться» в школе или других образовательных учреждениях дистанционно. Ну у нас же полным ходом идет «цифровизация» обучения. Ну и что, что только 20% семей имеют дома компьютеры! Недавний опрос показал, что у каждого 5-го россиянина нет интернета.
Зато электронные дневники уже давно внедрены и родители в «прямом эфире» могут наблюдать за оценками своих чад. Ну не все, но могут же.
И ничего, что дистанционное образование убивает процесс воспитания, присущий обучению. Хотя с другой стороны, а чего убивать то? «Всё разворовано до нас!»)) – как сказано в одной известной советской комедии!
Как сказал один блогер: «Слушая совершенно здравые речи государственных мужей, которые пекутся о народе, непременно приходишь к выводу, что в России существует разветвлённая, прекрасно организованная вражеская сеть, которая только и занята тем, что разрушает общество и его основы, нравственные ценности и ведущие принципы».
Некоторые государственные мужы осознают это - Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в «Российской газете» на всю страну заявил, что Запад делает ставку на развал образовательной системы в РФ. И это безусловно верно. Но кто эти господа, которые разваливают нашу систему образования изнутри? Почему они это делают на глазах всего народа? Это риторические вопросы, как вы понимаете.
Смотрим, Министр А.А. Фурсенко (2004–2012) провозгласил, что качество образования не зависит от финансирования, сделал ЕГЭ единственным критерием работы школы, добился присоединения РФ к Болонской декларации, перевёл российские вузы на двухуровневую систему подготовки – бакалавриат и магистратуру, которая чужда нашему образованию... Кстати, это похоже на оценку работы научного института по индексу цитируемости в зарубежных журналах!))
А что Министр Д.В. Ливанов (2012–2016)? Он продолжил укрепление ЕГЭ, предложил вдвое сократить в вузах количество бюджетных мест и постепенно перейти к полностью платному высшему образованию, составил реестр ВУЗов, с «признаками неэффективности», причём главным критерием назвал количество квадратных метров на одного обучающегося, а востребованность выпускников работодателями в расчет совсем не принималась. Именно он провозгласил, что образование – это сфера услуг. И теперь мы имеем недостаток специалистов во всех отраслях нашего капиталистического хозяйства.
Министр О.Ю. Васильева (2016–2020) пообещала наказывать учителей за «натаскивание» учеников на сдачу ЕГЭ. Министр попыталась улучшить трудовое воспитание и ввести преподавание шахмат в школах, но всё умерло по разным причинам. Но она хотя бы пыталась…
А теперь давайте подумаем, кто же тот агент, который по указанию Запада разваливает систему российского образования? Ведь не мог же наш любимый президент назначить министрами врагов народа?
26.04.2024, #Виктор Венский
#Критика системы образования #проблемы образования