Крайне ненавязчивая историческая часть - всё скромно, невнятно, с актёрами без харизмы и чувств, важнейшие диалоги не звучат...к этому вернёмся...
А кот опять не удался ! А это значит - жди дальнейших вариантов. Дело не в коте конечно, но попытки ещё будут и кот признак этого ожидания - за почти 20 лет, начиная с сериала Бортко, не могли нормального кота изобразить )) ? Но данное кино о Булгакове , и скорее на базе "Театрального романа". Разобраться до конца не получится , потому что авторы использовали приём - мы набрасываем, а вы деритесь. Но фильм получился ! Зрелищный, занимательный , яркий . Смотрится с интересом ...и да - на одном дыхании.
Почему слабовата Маргарита ? Да потому что это жена писателя Михаила Афанасьевича Булгакова - Елена Сергеевна. Дорогая Елена Сергеевна - последняя , сказочно третья, его жена. Кино о среде, окружении, атмосфере , в которой жил и работал великий писатель и о любви , которая помогала выжить и перенести на бумагу творческое озарение под названием - ну, не Воланд же - а именно "Мастер и Маргарита" - грандиозный роман. Поэтому Маргарита в этом фильме не слабовата , она не совсем из романа, она нечто большее , нечто более значимое именно для сюжета о писателе. Но не для романа "Мастер и Маргарита".
В сети полно сравнительных изображений , но именно этот сдвоенный кадр отображает суть героини Юлии Снигирь и Маргариты в исполнении Анны Ковальчук из блестящего сериала Владимира Владимировича Бортко. В первом случае это муза писателя , во втором отважная женщина , которой не страшен сам лукавый в её борьбе за любовь. Фильм Михаила Локшина начинается с разгрома квартиры Латунского , но образ Маргариты представлен автором невидимым.
Меня озадачил этот приём - ну кого сейчас удивишь всем этим ню...Снигирь против ? Оказалось это не так - Юлия достаточно долго бродила по фильму в костюме Евы , даже успела поднадоесть со своей мало впечатляющей статью. Да её и прикрыли прозрачной занавесочкой в сцене бала (холодно, однако). Но я увидел в сцене разгрома ещё один признак того , что эта Маргарита лишь тень жены Писателя. Настоящая Маргарита была у Бортко. Анна Ковальчук изобразила всю мощь обнажённого во всех смыслах женского гнева , изощрённой мести и ничем не прикрытого выхода дамских эмоций , когда от любви до ненависти один шаг ! Кстати, я не собирался сравнивать эти два фильма , они разные по сверхзадаче, по сути . Но героев сравниваешь невольно ... и как не поделиться с читателями ?
Если продолжить мысль об атмосфере , в которой работал Писатель, то становится яснее смысл декораций , где происходит действие. Выдуманная (вернее преувеличенная ) помпезность, с одновременной разрухой (непрерывной перестройкой) показывают состояние его души . Он же постоянно сомневался, боялся , боролся , ждал всем известного звонка от вождя . Это как продолжение фразы Достоевского «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», именно в смысле "маленького" человека . К этому ещё вернёмся. Но надо отметить и очевидное - без экстремальной обстановки , в которой развивалось творчество Булгакова , не получился бы и грандиозный роман. Так же примерно случилось и с самим Достоевским. Всё гениальное , что он создал , "вышло из под пера" после его собственной казни...до этого выходило нечто невнятное.
На мой взгляд, не очень удачно подобран состав актёров. Про Маргариту - Снигирь я писал, и она соответствует сверхзадаче связанной с одновременным образом жены писателя (вспомнилось , хотя и ни к чему - жописы, дописы, сыписы...). Подходит Цыганов под образ Мастера . И мне понравился Диль - Воланд. Почему ? Он бесчувственный, циничный, равнодушный - всё и все суета. Он всё знает заранее и ему скучно. В этом смысле Басилашвили переигрывал, умничал ... Вся эта компания при Воланде тоже неудачная , невнятная ...Может Коровьев - Колокольников не плох , но в сцене представления в театре (кстати, в театре , а не в варьете - всё тот же "Театральный роман") он как-то неприятно верещал голосом под клоуна - жутко раздражал ... На первый кадр галереи я вывел Яценко, потому что вижу его Иваном Бездомным ( вспомним блестящего Владислава Галкина !) , хотя он и прилично сыграл Алоизия . Но Бездомный в этом фильме получился настолько невнятным, никаким, что Яценко просто напрашивается на эту роль ...правда из того , что было.
Древнеримская часть вышла достаточно скомканной. На фоне блестящего взаимодействия и диалогов в исполнении Лаврова и Безрукова у Бортко, становится совсем непонятно, зачем нужны были такие артисты в "Мастере и Маргарите" 2023 на роли Пилата и Иешуи (Банг и Водовоз). Правда , авторы усиленно подчёркивали кто же всё-таки настаивал на распятии , но одновременно ( Г-ди, прости )вывели основателя религии и Сына каким-то лекарем с некоторыми необычными способностями. Что-то вроде - и вашим ,и нашим ... и без подробностей...и вообще подальше от темы. Но авторам виднее. Да и тема тонкая. К тому же , не могли знать тогда , кто именно перед ними...разве что очень немногие догадывались ...
Кроме неудавшегося кота и повизгивающего Коровьева (лучше бы уж мычал - было бы как-то естественней) в целом в фильме ничего не раздражало . Пожалуй слабовата сцена подъёма по лестнице заблудших душ на балу . По описанию их много , они шли нескончаемым потоком ...а не как в этом кино - в колонну по четыре , как на каком-нибудь прусском параде Фридриха...впрочем Воланд явно взят из Гёте. Как произведение искусства , как кинопостановка всё вполне получилось . Да , эта вещь лишь по мотивам булгаковского романа ... и не только этого романа , поэтому и основная мысль - творческий процесс в заданных обстоятельствах - вполне реализована. На всякий случай , Мастер ещё и раздваивался , когда беседовал с Бездомным ... И читателей хочу успокоить - авторы не жгли Москву и не покушались на советский строй ( хотя фига в кармане внушительная ) , они уничтожали гипертрофированный мир Мастера , который исчез, обнулился, сгорел вместе с самим писателем и его возлюбленной, так и ушедших влюблённой парой в мир иной - жили не слишком счастливо , умерли в один день.
Спасибо за внимание !
Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ . Текст авторский . Изображения из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации!