Найти тему

10. Дурак

Фото из открытых источников интеренета.
Фото из открытых источников интеренета.

Мы вышли из леса на ярко освещаемый открытый участок, покрытый ковром луговой травы. Я залюбовался каменистой возвышенностью метров в тридцать от нас из середины которой бил родник. Вода из нее ручейком спускалась по камням и скапливалась в небольшой пруд. Солнышко играло лучами в пруду с золотыми рыбками, которые в большом количестве плавали там. Куда не посмотри, везде росли причудливые и разноцветные цветы, напоминая яркие картины в старинных домах. Из пруда ручеек родника убегал тонкой речкой через причудливую местность, отрывающуюся посреди леса, становясь чем дальше, тем шире.

Из леса вылетели две птицы, очень напоминающие прекрасных горлиц свето-коричневого цвета с ожерельями на шее и покружив немного над нами сели у воды и принялись купаться.

- Вот и виновники твоего утреннего испуга. - сказал Прохор, указывая на горлиц, - это и есть вяхири. Они тебя приглашают, иди и ты искупайся.

Я с радостью выполнил совет старика и раздевшись окунулся в воду. Обжигающая прохлада перехватило дыхание. И несколько раз окунувшись, я собрался выбраться наружу, как почувствовал, что внутри вместе со стекающей водой по телу, стекает то, что вчера треснуло и скрежетало во мне. Стекая, оно открывало мою внутреннюю площадку, откуда на меня полыхнуло зловоние моего внутреннего мира. Я судорожно окунулся еще раз, пытаясь смыть эту вонь.

Прохор смотрел на меня с берега и улыбался. «Мойся» - как будто было написано на его лице. С каждым моим погружением запах ослабевал и уходил. Я вышел на берег дрожа от холода, но внутри было тепло и ощущалась чистота.

- Ты прямо весь светишься, - подтвердил Прохор мое внутреннее состояние.

- Ты меня прости, Прохор. Но я видимо совсем дурак. Мы с тобой вчера очень долго проговорили. А я так ничего и не понял. Твой вопрос «Зачем я здесь?», который крутится в моей голове. И что значит тело подчинено разуму, а разум душе? А кто тогда я - тело, разум или душа? - смотрел я в недоумении на старика, - Хорошо, и даже если я отыщу ответ на вопрос, что дальше? Это сможет обеспечить и меня и мою семью, тем уровнем дохода, что для нее хочу? И эта пресловутая полянка, что была или есть за забором - ну снесу я забор и очищу я ее, а что дальше? Я всегда делал то, что нужно и правильно. А то, что хочу, даже понятия не имею.

Я внимательно смотрел на старика, который молча смотрел на рыбок в воде и его губы потихоньку шевелились. По губам было видно, что он повторяет какую-то фразу, медленно и очень внимательно - слово за словом. Он так просидел минут пять, а после встал и подошел к спускающемуся по камням ручейку и набрал воды.

- Набирай воды и пойдем завтракать, - опять улыбнулся он, - на сытый желудок и размышлять приятнее.

По дороге домой мы с Прохором собирали ягоды и лесные травы. Лес, в котором сейчас было относительно светло с пронизанными лучиками света уже не казался мне таким пугающим и зловещим. Он был скорее приветливым и живущим своей жизнью, не обращая на меня никакого внимания.

Завтрак был таким же простым, как и все в доме Прохора. Как я начал понимать, что простым в его жизни было все. Чашка молока, лесные ягоды, салат и большой кусок хлебы. Я уплетал все радостно и с хрустом за ушами. Сам Прохор съел совсем чуть хлеба и запил простой водой.

- Дурак - это очень интересное и старинное слово. Как на него посмотреть, такой и смысл виден. Вернемся к разуму - он оперирует сложнейшими вычислительными категориями, обрабатывая огромное количество информации и действий. Ты же не думаешь, как ходить, читать, дышать, водить машину и очень много-много простых действий, которые происходят автоматически. Я сейчас сказал о простейших вещах, но наши предки подмечали сложнейшие законы мироздания и облекали их в сказки, мифы, легенды. Таким образом передавая от старшего поколения к младшему накопленную мудрость. Наш язык очень богат и в близких по значению словах как «знать» и «ведать», лежат разные значения. Знания ты можешь получить в школе, институте или в разного рода источниках информации. А вот как научиться ведать? В школах тебе не расскажут, как лечить причину болезни или как разобраться в хитросплетениях человеческой судьбы. Тут не помогут никакие точные науки.

- Но у нас прекрасная медицина, - было возразил я, - и очень хорошая психология.

- Это да. Только лечит она следствие, не причину, - улыбнулся Прохор на мое возражение и продолжил, - Даже следуя наставлениям прекрасных светил науки и медицины, ты не всегда получаешь желаемый результат. И далеко не все, кто блестяще окончил школу или институт работают с чувством счастья. Так кто во всех сказках этот пресловутый дурачок, будь то Иван, Емеля или любого другого имени герой? Человек, который заранее ничего не планирует. Он доверяется течению жизни, которая выносит его на счастливую долю. Понимаешь? Он плывет по течению жизни. А другие «умные» герои этих же сказок. У них все спланировано, выверено и рассчитано, а они всегда попадают в просак.

Я поперхнулся едой и с удивление взглянул в глаза старика. А в них играла хитринка и озорство.

- Это почему так? - глупо спросил я.

- А ты помнишь, как в себе искать жизненные силы? Когда в баньку последний раз ходил? Когда в поле дышал ароматом цветов и трав? Когда наслаждался звуками природы? Только прагматическим маршрутом создавал себе карьеру под «бубны» социальных стандартов. А вот посмотри, главные качество героя-дурака: простота, неприглядность и доброта.

- Да ладно… - у меня брови приподнялись.

- А в мире русского человека, а особенно у мужчин, - опять с хитрой улыбкой посмотрел на меня Прохор, - внешняя красота стоит совсем не на первом месте. И вот у героя сказок видна умеренность сознания, а это внутреннее душевное состояние супротив нижнего и пафосного. По одежке только встречают и только.

- Хорошо. Я понял про неприглядность, - с растянутой улыбкой, сказал я Прохору, догадавшись, - а простота? Ведь тоже русская поговорка говорит: «Простота, хуже воровства».

- Простота, непутевость, неприспособленность. Герой сказок не гонится за благосостоянием. Ему «лень» делать то, что сулит личную выгоду. А ему и так хорошо! А ведь главная его черта - доброта. Его доброта привлекает на его сторону помощников. И он не ищет в этом взаимовыгодного сотрудничества, это его зов сердца. Ты всегда думаешь о рассудительности и индивидуализме - а у него его и в помине нет. Как у вас в городе: «Ты мне спинку потри, а я тебе потом потру». А вот это пресловутый по вашим городским меркам дурак: добр, умен, вежлив, общителен, искренен, милостив, сильный, оптимист и обладает хорошим чувством юмора, находчивый … раньше у нас называлось это смекалка, и любит людей и животных.

- Ты прав. Сейчас всем правит деньги, эгоизм, хорошо развитые деловые качества, меркантильность, сила воли, бескомпромиссность, гибкость, быть победителем, прагматичность, скрытность, целеустремленность, жесткость, жадность и главное создавать себя самому, - констатировал я качества среднестатистического москвича.

- Что-то от Ивана-дурака, среднестатистическому москвичу досталось? - весело спросил меня старик, и не дожидаясь моего ответа сказал, - интеллект, образованность и трудолюбие… Пойдем нас зовут.

Продолжение: 11. Сочувствие. https://dzen.ru/a/ZiyssnBEx0vu517m