Найти в Дзене
Владислав Давыдов

Карма-Йога. Йога Действия

«Всё, что неожиданно изменяет нашу жизнь, – не случайность. Оно – в нас самих и ждёт лишь внешнего повода для выражения действием» (Валерий Брюсов).

«Причины и следствия бесчисленны в своём количестве и разнообразии. Всё влияет на всё. В этой вселенной, когда изменяется одна вещь, меняется всё. Отсюда и великая сила человека менять мир, изменяя себя» (Шри Нисаргадатта Махарадж).

Карма-Йога является естественным следствием и дальнейшим развитием Раджа-Йоги (которая в свою очередь есть продолжение Жнани-Йоги). «Наблюдая» свои альтернативные «отражения» во всех внешних объектах и субъектах, мы постепенно непроизвольно начинаем и относиться к ним точно так же, как к самим себе. Карма-Йога целиком и полностью представляет собой прямое и непосредственное олицетворение Принципа Причин и Следствий. Изначально зная, что «жнётся» всегда только предварительно «посеянное», мы вполне осознанно своими собственными действиями можем удачно выстроить именно ту судьбу, которая нам больше всего нравится, конечно же, с учётом тех исходных условий, в которых находимся. Поэтому Карма-Йогу по праву называют ещё и Йогой Судьбы. Поистине мы сами полноправные авторы своей жизни, ибо ежедневно создаём её своими помыслами и поступками.

Некоторые философы в своих трудах призывают стойко терпеть все удары Судьбы, так как главной их причиной были наши же собственные ошибочные действия в прошлом. А иные даже пропагандируют толстовское непротивление злу насилием, мотивируя это тем, что так мы быстрее «расплатимся» со всеми «долгами» и лучше «отработаем» Карму. Это же самое имел в виду и Христос, когда предлагал «подставлять другую щёку», поскольку если «сопротивляться» или «давать сдачи», это запустит новую причинно-следственную цепь событий, неминуемо приводящую к возвращению подобных конфликтов в будущем. Бхагаван Шри Раджниш, более известный как Ошо, в одной из лекций описывал своё показательное «издевательство» над неким индийским священником, в адрес которого он отпускал разные колкости, говорил ему неприятные слова, а когда тот пытался защититься, тут же напоминал о Карме, вынуждая бедолагу мгновенно умолкать и продолжать выносить оскорбления. Бедный священник был искренне убеждён в том, что когда-то в прошлой жизни он точно также кого-то обижал, и теперь просто обязан всё это стоически терпеть. А Вивекананда пошёл ещё дальше, призывая не сопротивляться даже убийцам, так как, согласно концепции ведической Адвайты, или Недвойственности, мы сами себя убиваем в образе преступника. Всё это классические примеры полуистин с резким перекосом в сторону Полюса Абсолютности при полном игнорировании противоположной Относительной «стороны медали». Однобокое понимание Принципа Причин и Следствий, особенно теми, для кого такое понятие, как Карма является одним из основополагающих фундаментов исповедуемой философии или религии, обязательно приводит к совершению ошибочных действий, которые не только не «гасят» старые «долги», но и создают множество новых. Защищаться мы не просто имеем право, но и обязаны, в противном случае, «расплатившись» по одному «эпизоду», автоматически становимся «фигурантами» сразу в нескольких других. Дело в том, что позволяя кому-то причинять нам вред, мы и сами страдаем, и одновременно способствуем отягощению Кармы и этих людей, что когда-нибудь плохо отразится и на нашей собственной Судьбе. Предотвращая или всячески уклоняясь от нападок окружающих, мы и их уберегаем от соответствующих будущих неприятностей («расплат» за содеянное), и себе предоставляем время для обдумывания ситуации на предмет недопущения подобных ошибок в перспективе. А также получаем возможность искренне покаяться в прошлых «прегрешениях», приведших к этим последствиям, и исправить всё то, что пока ещё можно. Конечно же, лучше всего защищаться так, чтобы при этом никто не пострадал, включая и самих нападающих, но для этого нужно или уметь очень быстро бегать (хороший бегун может издевательски вымотать все силы практически у любого небегуна), или мастерски владеть каким-либо видом единоборств. Поэтому если стоит выбор между тем, пострадать самому или дать жёсткий отпор неприятелям, то последний вариант предпочтительнее, потому что это будет их сиюминутной расплатой за уже совершённый акт агрессии против нас. Или же мы подставляем «другую щёку», запуская тем самым механизм «отсроченного воздаяния», и тогда сама Природа «отомстит» за нас. Хотя Природа, конечно же, никогда никому не мстит – мы сами и награждаем, и наказываем себя. Законы Природы безмолвно и беспристрастно функционируют с абсолютной степенью точности и надёжности. Причём, всё это эффективно и без учёта реинкарнации, в которую можно верить или не верить. Так что, хотя Карма-Йога и основывается на довольно простом Третьем Законе Ньютона (действие равно противодействию), из которого прямо следует – не стоит делать другим того, чего мы не желаем себе, а поступать с ними только так, как хотим, чтобы поступали с нами, но сложные жизненные ситуации порой требуют определённых интеллектуальных напряжений и размышлений, особенно при разборе полётов.

Знание и правильное понимание этого Закона объясняет ещё одно из основных требований Карма-Йоги, а именно, – совершать любые деяния «не ради плодов их», то есть работать, наслаждаясь непосредственно самой работой, не думая о награде за труд. Вроде бы не очень привлекательно и малоприемлемо в современной жизни – во все времена, как и сейчас, большинство людей предпочитают делать что-то только ради чего-то, обычно, ради выгоды. Но если вспомнить о том, что наилучшего результата в любом деле можно добиться только при максимальной сосредоточенности на процессе деятельности, полностью отвлекаясь как от внешней окружающей обстановки, так и от внутренних посторонних мыслей, то всё становится на свои места. Глубокое погружение в процесс приводит к полному слиянию с ним. Подобная концентрация внимания необходима для любой формы медитации, и Йога Действия может превратить все наши повседневные дела в одну непрерывную жизненную медитацию. Алан Уотс по этому поводу однажды сказал так: «Если работу выполняют во имя самой работы, она превращается в искусство: сады начинают напоминать парки, среди обычных ящиков для обитания неожиданно можно встретить строения с оригинальными крышами и диковинными орнаментами, узоры появляются даже на оружии, плотники не жалеют времени на то, чтобы «дошлифовать» свои изделия, а повара становятся гурманами».

Но, пожалуй, больше всего Карма ассоциируется с долгом. «Делай, что должен, и тогда будет именно то, что и должно быть». К слову сказать, когда английским аристократам приходится испытывать какие-то трудности и неудобства, они относятся к этому, как к исполнению долга перед обществом.

Понятие Карма вместе с Принципом Причин и Следствий лежит в основе многих восточных и западных философий. Но, пожалуй, только Карма-Йогу можно назвать квинтэссенцией Третьего Закона Ньютона. Она предоставляет весьма разнообразные возможности и варианты применения в обычной повседневности каждому, кто желает воспользоваться этим, по-настоящему изящным и филигранным Искусством Жизни. Именно Карма-Йоге больше всего подходит такое определение, как Путь. Путь обратно к самому Себе!

Статья из серии "Практическая философия для повседневной жизни". Более подробная информация в моей книге "Научный Герметизм, или Герметическая Наука. Теория и практика всеобъемлющего учения о Природе, Космосе и Человеке".