Найти тему

Трехлетний проект по созданию 3D-модели подземного Петербурга близится к завершению

Может ли развиваться современный мегаполис за счет строительства тоннелей и других подземных объектов, если нет полной картины состояния грунтов на всей его территории? Вопрос риторический. Во многом поэтому не происходит по большому счету освоения подземного пространства Петербурга. Отдельные примеры вроде парковок под новыми зданиями не в счет.

​Но этого требует сама жизнь, и в обновленном генплане города такие «нижележащие» объекты, мы знаем, появились. К моменту принятия этого градостроительного документа значительную часть работ по созданию 3D-модели гео­логической среды мегаполиса специалисты, впрочем, выполнили. Причем начинали они эту работу по собственной инициативе, поскольку задачи геологического картирования местности переплелись с интересами города. Представители Смольного задумались тогда о создании цифрового фонда геологической информации и были крайне заинтересованы в цифровизации городских недр (см. «СПб ведомости» от 2 декабря 2021 г.).

​Формируя базу данных, специалисты, напомним, взяли за основу сведения, почерпнутые из геологических отчетов и фондов за разные годы. Это были в основном материалы, связанные с бурением в черте города (при инженерных изысканиях и поиске подземных вод) около 9 тыс. скважин разной глубины.

Используя отечественный прог­раммный продукт, сотрудники института свели воедино данные, рисующие геологическое строение отдельных участков недр для получения их объемной компьютерной модели. В качестве пилотного проекта геологи выполнили 3D-модель центральной части города — от Обводного канала до Большой Невы. Затем охватили работой южные его районы, после чего перешли к северной части Петербурга.

В ходе работ они столкнулись с нехваткой некоторых данных, скажем, по гидрогеологии и залеганию подземных вод. Да и «белых пятен», по которым нужно собрать дополнительную информацию о недрах и внести в базу данных, в городе хватает. Но трехмерная картина геологической среды Петербурга «живая». Она совершенствуется, впитывая новые сведения и детали, отмечает руководитель проекта Николай Филиппов.

Для проектировщиков, инженеров, строителей эта постоянно действующая модель станет инструментом, позволяющим обойти под землей опасные места и коммуникации. И без него нельзя будет замахнуться на новые крупные проекты. Он понадобится, например, при строительстве Орловского автомобильного тоннеля, который соединит в будущем, как планируется, Смольную и Свердловскую набережные.

Словом, такая информация для города бесценна. Ну а следующим шагом станет работа по формированию генерального плана освоения подземного пространства Петербурга. Что необходимо, как говорят специалисты, в частности, для того, чтобы зарезервировать определенные участки, где город сможет уходить «вглубь». И выделить те, где строить подземные паркинги, торговые комплексы или новые трассы будет сложно или вовсе нельзя.