Здравствуйте, уважаемые читатели!
Самые серьезные ДТП, как правило, происходят именно на трассе и именно из-за водителей которые не успели совершить обгон и врезались лоб в лоб со встречным авто. Нужно помнить, маневр обгона, это самый опасный маневр, к которому нужно относиться очень внимательно.
Сейчас у меня большой стаж вождения и опыт, поэтому иногда, я могу подрабатывать в качестве инструктора по вождению. Чаще всего обращаются какие-то знакомые люди, на автошколу, я не работаю.
Так как ездил за рулем, я всегда очень много и очень часто между городами, раньше я и сам мог допустить ошибки во время обгона. Не часто конечно, но несколько раз это было. И это действительно страшно. Не потерять контроль, очень важно. Все мы люди и все могут когда-то ошибиться. Я, конечно, различаю водителей. Есть наглые и видимо бессмертные, которые видят, что на обгон у них крайне мало времени и дистанции, но все равно выезжают на встречку, рассчитывая на то, что встречная машина сбавит скорость и подвинется. Таких "оленей", которые очень сильно куда-то спешат и готовы рисковать жизнью, думаю встречал каждый водитель. Ничего не остается, кроме как притормаживать и смещаться к обочине, что пропустить. Все что можно сделать, это выплеснуть свои эмоции, словами. Чаще всего, если вы не сделаете глупость, ДТП не будет.
Что точно не стоит делать, так это пытаться проучить такого водителя. Это может закончиться печально для вас обоих. Они, конечно, очень раздражают, я не спорю. Был случай, когда и я не сдержался. Было это лет 5 назад. У меня было не самое хорошее настроение. Я ехал по трассе и один такой очень наглый водитель, пошел на обгон, причем я уверен, что он заранее знал, что сможет обогнать, только если я прижмусь к обочине и сильно сброшу скорость. Он все видел и все равно предпринял этот маневр.
Я же решил его проучить и напугать заодно. Я не стал сразу предпринимать ничего, специально. Не отпустил газ и не прижался к обочине. Дотянул до того момента, когда через пару секунд мы бы уже столкнулись. Водитель встречного авто, максимально прижался к фуре, которую хотел обогнать, но это бы не спасло его. В последний момент, я резко ушел в обочину. Я видел его лицо, он действительно очень испугался. Правда затем испугаться пришлось мне, так как скорость я не сбрасывал, увернулся от него резко, и правое переднее колесо, чуть-чуть зацепило обочину. Машину немного закинуло, но с управлением я справился. Однако я тоже серьезно испугался. После этого, я навсегда зарекся быть "учителем", для таких индивидуумов, которые начинают обгон с большим риском не успеть его закончить.
Теперь про ситуацию, которая произошла недавно, со мной и учеником. Чтобы вы понимали, я езжу с людьми, у которых уже есть права, но они не уверены в своих навыках. Езжу с ними в качестве инструктора, на их автомобилях.
К сожалению, у них, конечно, нет дополнительных педалей с пассажирской стороны, это большой минус. Я могу только указывать на ошибки во время движения.
Итак, мы двигались по трассе, со скоростью около 100 км.ч. Двухполосное движение. Нужно понимать, что когда два автомобиля едут на встречу друг другу, каждый со скоростью около 100 км.ч. То их скорости суммируются и получается, что вы сближаетесь со скоростью примерно 200 км.ч. А это в свою очередь означает, что за одну секунду вы становитесь ближе более чем на 50 метров. Это я говорю к тому, что как правило, времени на принятие каких-то решений, совсем немного.
В один момент на нашей полосе оказывается автомобиль, который двигается нам в лоб и он явно не успевает закончить маневр. И мой ученик начал паниковать, при этом практически ничего не делая. Это самая серьезная ошибка, которую только можно допустить в этой ситуации, бездействие.
Далее я начал говорить ученику, чтобы он начал притормаживать. Он команду выполнил, только сделал это слишком резко, у машины чуть было колёса не заблокировались. Так он еще и дернул руль в сторону обочины. Хотя я этого не говорил делать. Машина все же удержалась на дороге, но с такими действиями, риск потерять управление, крайне высок.
Смотрите, к сожалению нельзя описать какай-то четкий алгоритм действий в подобной ситуации. Потому что, все индивидуально. Мы не можем знать, что решит водитель, который пошел на этот опасный обгон и не рассчитал. Но, некоторые советы всегда помогут. Для начала, чем раньше вы заметили автомобиль на встречной полосе и чем раньше вы начали предпринимать правильные действия, тем лучше. Не нужно ждать, успеет он или нет, сбросьте скорость заранее. Просто некоторые, хоть и видят заранее опасность, ведут себя крайне уверенно и не пытаются предупредить опасность. В том, что они не теряются в такой ситуации, это замечательно, но их бездействие, это плохо.
Дальше, очень НЕ рекомендую одновременно резко дергать руль в сторону обочины и тормозить. Лучше выбирать что-то одно. Сначала тормозить, потом смещаться на обочину. Дело в том, что если вы будете держать тормоз и еще выскочите на обочину, есть очень большая вероятность, что вы потеряете управление.
Если у вас есть время, обязательно включите правый поворотник, чтобы встречный водитель понимал, что вы будете уходить от него на обочину. Дело в том, что в критической ситуации, встречный водитель тоже может поехать на вашу обочину и много ДТП происходит именно там. Чтобы такого не происходило, обозначайте направление своего движения. Это очень важно!
В то время когда вы заметили опасность, в первую очередь начинаем сбрасывать скорость и параллельно можно поморгать дальним светом фар. Есть такая вероятность, что вас просто не видно. Сумерки, у водителя плохое зрение может быть. В общем, поморгав дальним, мы обозначаем себя и обозначаем тот факт, что есть опасность.
Важно, в такой ситуации контролировать себя и не делать резких движений. Быть сдержанным и попытаться очень внимательно оценить ситуацию. К несчастью, бывают случаи, когда у водителя просто нет шансов увернуться из-за огромной глупости другого водителя. Но, таких ситуаций не так много. Очень часто, причиной ДТП становятся и неправильные действия водителя, который ехал по своей полосе. Не то чтобы неправильные, он прав априори, но все же стоит понимать, что речь идет о жизни, и каждый должен сделать все, что бы ее сохранить.
Итак, видим опасность, сразу сбрасываем скорость и плавно тормозим, параллельно моргаем дальним и включаем правый поворот. Если нужно уйти полностью на обочину, делаем это как можно плавнее и не давим на тормоз в этот момент. Так вы повысите шансы сохранить управление.