Мама, она как Динозавр – все время рычит, и вот-вот вымрет….
Сегодня прочитала эти слова в блоге приемной мамы, и вдруг подумала, что это про меня. Это тема, на которую нельзя говорить. Тема, которой как – будто бы нет. Как в анекдоте про то, что есть, а слова нет….
Но я начну с начала. С сентября месяца я хочу начать вести свой блок. Раз 15 переписывала начала, даже уже что-то собрала, но все не то. Не нравится, не идет. А сегодня меня пригласили в ШПР. Я мама. У меня двое кровных детей, и четверо приемных - сиблинги. Приемная мама я второй год. Опыт у меня не большой, может быть поэтому так важно в это время разговаривать. Хочется говорить, рассказывать. Кажется, что выдашь все, что накопилось внутри и тебе станет легче. А, может, и полезно будет для тех, кто только начинает свой путь. Так вот с такими намерениями я и пошла в ШПР. Готовила рассказ, готовилась морально.
Конечно, слушатели ШПР были очень заинтересованы. Начала я свой рассказ со всех сложностей, которые нам с мужем, как будущим приемным родителям, пришлось пройти. О нужности и важности этих сложностей, но психолог школы меня остановила… перебили и увели разговор в другое русло. В общем, вышла я из ШПР, и поняла: не выговорилась. Осталось внутри все, что было. А мне очень хотелось рассказать, что у любой медали две стороны, что дни бывали разные, что есть подъемы и спуски. А, может, оно и к лучшему? Вся эта ситуация подтолкнула меня к написанию этого текста.
Как я уже и сказала, я мама и приемная мама. Трудно быть одновременно и тем, и другим? Наверное. Сегодня у меня спросили: «а правда, что опыт материнства помогает в воспитании приемных детей?» А я не знаю. Я вспомнила свою соседку, она приемная мама и кровных детей не имеет. Она любит приемного ребенка всем своим существованием, как любят родных. А я люблю по-другому. Я не знаю, лучше или хуже, просто по-другому. У тех, у кого нет кровных детей, никогда не встает вопросы выбора между своим кровным и своим приемным. И не всегда выбор делаешь по уму и по справедливости. Чаще сердцем. Понимают и чувствуют это все: и вы, и кровный ребенок, и приемный. С другой стороны, те ситуации, с которыми сталкиваешься с приемным, уже проходил со своим. А то, что известно, пугает меньше.
И таких противоречивых состояний бывает много. Последние два года мы своей семьей живем на вулкане. Четверо детей – это в четыре раза больше проблем, которые обещали в ШПР, но это и в четыре раза больше отдачи. Мои дети пережили физическое насилие и это тоже накладывает свои особенности на отношения детей между собой, со сверстниками. Но, по истечении даже такого небольшого промежутка времени, дети стали спокойнее, адекватнее. Я уже не боюсь их оставлять друг с другом. Но, по совету психологов центра «измени одну жизнь», мы купили огнетушитель) И, хочу Вам сказать, он даже мог нам понадобиться однажды.
Так вот. Если вдруг приняли решение стать приемными родителями, должны понимать, что это, в первую очередь, не дешево. И дорого во всех отношениях: материальном, моральном. Никогда уже нельзя будет вернуть назад все, что было до детей. А иногда хочется. Хочется спокойствия, тишины, но у нас как в песне: покой нам только снится. Хотя… опять же, на второй год совместной жизни, дети начали понимать, что мы устаем, что хотим побыть без них. Мы даже иногда объявляем «день без детей». Это день, когда дети дома, а нас как будто нет. И у этой медали есть обратная сторона: наши дети упиваются общением, они очень любят просто сидеть рядом с нами. Когда я работаю, а работаю я онлайн, маленький любит принести машинку и ездить по мне. Он говорит: «мамочка, пожалуйста, я не буду мешать, я просто буду рядом». И он рядом. Да, мне это мешает, но для него это важно – быть рядом. В такие моменты становится невыносимо больно, что нельзя все бросить и «быть рядом». Детям не нужны деньги. Детям нужны впечатления.
За эти два года я накопила множество грустных и плаксивых историй из жизни нашей семьи, но и множество веселых историй. Мне бы очень хотелось рассказать все. Не хватает времени и сил. Но, думаю, я найду возможность написать и рассказать обо всем. Когда я пишу, мне становится легче. Так что пишу я для себя. Но при этом эгоистичном настрое, мне очень хочется, чтобы люди, которые только вступают на этот путь, не совершали ошибок, не наступали на грабли, на которые наступила я.