733,9K подписчиков

Раскулачивание: что скрывалось в советских учебниках

3,9K прочитали

На рубеже 1920-х и 1930-х годов в Советской России произошел т.н. «Великий перелом» - начались форсированная индустриализация и коллективизация, которые в кратчайшее время превратили ее в высокоразвитую промышленную страну. К сожалению, эти процессы сопровождались множеством негативных явлений, что впрочем, неизбежно при подобных преобразованиях. Одним из них стали последствия так называемого «раскулачивания», то есть, сочетания постепенного вытеснения из сельском хозяйства капиталистических элементов и ликвидации такого явления, как кулачество. При этом было допущено множество перегибов, злоупотреблений и ошибок, о которых во времена СССР старались не упоминать. В чем же они заключались?

Демонстрация в поддержку раскулачивания, 1930 год
Демонстрация в поддержку раскулачивания, 1930 год

Кто такие кулаки и почему к ним плохо относились

Сам термин «кулак» появился в России еще во второй половине XIX столетия и уже тогда он имел однозначно негативную окраску. Это слово часто встречалось в произведениях классиков русской литературы, например, в своей книге «Мелочи жизни» М.Е. Салтыков-Щедрин писал, что:

Поле деревенского кулака не нуждается в наемных рабочих: мужик обработает его не за деньги, а за процент или в благодарность за «одолжение». Вот он, дом кулака! вон он высится тесовой крышей над почерневшими хижинами односельцев; издалека видно, куда скрылся паук и откуда он денно и нощно стелет свою паутину.

Как видите, о кулаке говорится откровенно плохо, что неудивительно – так называли тех, кто разбогател не работой на земле, а торговлей и главное – ростовщичеством. Они ссужали зерно и деньги односельчанам и давали им лошадей в аренду для обработки земли, взамен же требовали часть урожая – и довольно значительную. Поэтому крестьяне далеко не всегда могли расплатиться с кулаками и результатом становилась необходимость брать новые займы. Таким образом, они попадали в настоящую кабалу.

Плакат Виктора Дени, 1922 год
Плакат Виктора Дени, 1922 год

Кроме того, кулаки покупали по заниженным ценам чужое зерно и с хорошей наценкой перепродавали его во время неурожаев. Наконец, для обработки собственной земли они нанимали батраков или заставляли делать это своих должников. Большая часть деревни в итоге попадала к ним в зависимость, а они держали ее «в кулаке» - именно поэтому, в соответствии с одной из версий, их и начали называть кулаками.

Распродажа имущества раскулаченного крестьянина, Донецкая область, УССР, 1930 год
Распродажа имущества раскулаченного крестьянина, Донецкая область, УССР, 1930 год

Поэтому неудивительно, что пришедшие к власти большевики сильно не любили кулаков – для них они были олицетворением капитализма в деревне. Однако, в годы нэпа с ними пришлось мириться, поскольку стране требовалась передышка после разрушительной и кровавой гражданской войны. Тем не менее, это продолжалось не очень долго и когда началась коллективизация, кулаки стали главными врагами, с которыми требовалось покончить как с классом. И с ними не стали церемониться, приняв политику раскулачивания в качестве государственной.

На рубеже 1920-х и 1930-х годов в Советской России произошел т.н.-4

Перегибы на местах и головокружение от успехов

Однако, эта политика проводилась с многочисленными перегибами на местах, в частности из-за крайне плохой продуманности в сочетании с отсутствием конкретных инструкций в части реализации. Следствием стал произвол местных органов власти, стремившихся «перевыполнить план» и тем самым выслужиться перед вышестоящими инстанциями. Не желающих вступать в колхозы причисляли к кулакам, конфисковали их имущество и отправляли в ссылку – правда, довольно часто в соседние области, на расстояние пары сотен километров. В целом же, по подсчетам историка Виктора Земскова с 1929 по 1933 годы в ссылку было отправлено чуть более 2.1 млн причисленных к кулакам крестьян и членов их семей.

Агитационный плакат 1930-го года
Агитационный плакат 1930-го года

Кроме того, очень многие крестьяне пользовались ситуацией для того, чтобы свести старые счеты и прибрать к рукам имущество соседей. Кто-то просто завидовал своим более удачливым односельчанам, кто-то мстил за былые обиды, а кто-то стремился любыми путями стать «первым парнем не деревне». Масштабы злоупотреблений и перегибов вскоре стали такими, что их заметили даже наверху и недаром в начале марта 1930 года вышла знаменитая статья Сталина «Головокружение от успехов». Недовольство крестьян к тому времени стало особенно сильным и появился реальный риск настоящей войны с деревней. Поэтому властям пришлось менять критерии причисления крестьянских хозяйств к кулацким и даже смягчать политику в отношении церкви.

Демонстрация в поддержку коллективизации и против кулаков
Демонстрация в поддержку коллективизации и против кулаков

Разумеется, все это портило картину «союза города и деревни», а потому впоследствии на эту тему старались особенно не распространяться.