26 апреля – Международный день памяти о чернобыльской катастрофе. В начале апреля в Новосибирске вышла книга, в которой увековечили имена всех ликвидаторов нашего региона.
Кадры катастрофы одними из первых сняли новосибирцы – съёмочная группа Западно-Сибирской киностудии – Валерий Новиков и Виктор Гребенюк. В сентябре 1986 года они отправились в Чернобыль – в командировку на 1,5 месяца, чтобы на старенькую камеру сделать снимки, которые впоследствии будут едва ли не в каждом документальном фильме про аварию. Они запечатлели, как сооружают укрытие над реактором – саркофаг.
В объектив камеры попали и самые, пожалуй, редкие кадры – как падает вертолёт, зацепившийся лопастями за трос строительного крана. Снимки начали кочевать из фильма в фильм. И если поначалу ещё писали, что использованы материалы Западно-Сибирской киностудии, то потом и это перестали упоминать. А уж об операторе и подавно никто не вспоминал. И тогда его коллеги решили сделать фильм о Викторе Гребенюке и истории самых знаменитых кадров.
Туда же отправят и военных сибиряков – строить саркофаг. Среди них был и лётчик гражданской авиации Валерий Трусеев.
«Пришёл приказ из министерства гражданской авиации подготовить экипажи и направить их для выполнения правительственных заданий в Киев. Не говорили, что для ликвидации. Мы понятия ещё не имели, слышали, что там что-то произошло. То, что мы сами будем в этом участвовать, конечно, для нас это было странно», – рассказал телеканалу ОТС командир вертолёта Ми-8, ликвидатор Валерий Трусеев.
Военные полетели в обычных медицинских масках, и в первый же день поняли всю серьёзность ситуации. За 10-30 секунд, проведённых в опасной зоне, люди получали до двух регнтген-облучений. Потом ежедневно на протяжении двух месяцев сдавали кровь. Если радиация повышена, участникам рекомендовали день-другой отдохнуть, но в те годы никто и подумать не мог, чтобы отказаться от службы.
«Я занималась первые две недели надзором пищевых лабораторий. Там были развёрнуты лаборатории клинические и бактериологические. Мы смотрели и здравпункты – соблюдается ли в них санэпидрежим. Затем ставила прививки против гриппа», – рассказала участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Галина Чеснокова.
О том, что в Чернобыль едет именно она, Галина Николаевна узнала за несколько дней до отправления – её напарница лететь отказалась. Так, 33-летняя молодая фельдшер оказалась в эпицентре событий спустя четыре месяца после взрыва на атомной электростанции.
В те годы только из Новосибирской области расчищать последствия отправились почти три тысячи сибиряков.
«Разумеется, общались с ними. Благодаря чему, в нашей книге собраны и биографические данные, и воспоминания людей. У многих мы брали интервью, искали разговоры с другими СМИ и тоже включали в книгу», – рассказал заместитель председателя Сибирского регионального Союза «Чернобыль».
Сначала появился сайт, куда заносили все истории с участниками-ликвидаторами, сохраняли редкие интервью из первых уст. И вот спустя пять лет покорителям атома решили посвятить книгу. Такой фундаментальный труд важен, прежде всего, для будущих поколений. И хотя книгу выпустили небольшим тиражом – всего 300 экземпляров, каждую из них отправят в музеи и библиотеки города и области.
Автор: Виктория Рыжих
Агентство новостей ОТС-Горсайт