Найти тему
Высокий пульс

Мэр города. Прямые выборы или конкурсная система?

20 февраля 2024 года в Новосибирске были отменены прямые выборы мэра, и во втором чтении депутаты горсовета утвердили конкурсный порядок избрания главы города. Конкурсный порядок состоит из двух этапов:

1) Тестовое задание на знание города.

2) Творческое задание на предоставление плана развития города.

[НСК-РБК ] [Газета.ru]

Кто такой мэр? В первую очередь это политический деятель, который руководит городом и несёт ответственность за него. Это человек представляющий город на общероссийской арене и являющийся примером для граждан. У мэра всегда большой список задач и обязанностей, о которых мы сейчас и поговорим.

Основными задачами главы города являются выдвижения инициатив по развитию города, утверждение бюджета, контроль отдела обслуживания населения и обеспечение эффективности работы, назначение сотрудников на государственные должности такие как прокурор, секретарь города и тп.

Так в чем же всё-таки преимущества и недостатки каждой из систем? Для начала рассмотрим прямые выборы.

Прямые выборы – это выборы в которых принимают участия граждане города.

Преимущества данной системы:

1) Принцип демократии (берётся в учёт мнение народа);

2) Максимально открытый список кандидатов;

3) Граждане могут наблюдать за процессом проведения выборов, их законностью и прозрачностью.

Недостатки:

1) Возможна покупка голосов людей, незаинтересованных в участии в избирательном процессе;

2) Высокий риск того, что главой города станет человек, который выдвигается в кандидаты из личной выгоды или имеет криминальное прошлое;

3) Кандидат может оказаться подставным и отказаться от набранных голосов в пользу своего соперника.

В данной системе избрания мы видим главный принцип, принцип демократии. Учитывается мнения граждан.

Процесс проведения прямых выборов. Изображение взят из интернет источников.
Процесс проведения прямых выборов. Изображение взят из интернет источников.

Теперь рассмотрим конкурсную систему избрания.

Конкурсная система избрания - это метод выбора главы муниципального образования, при котором специальная комиссия отбирает кандидатов, а затем представительный орган выбирает главу из предложенного списка.

Преимущества новой системы:

1) Фильтрация кандидатов начинается ещё до начала отбора;

2) Выигрывает кандидат, который предоставляет реализуемый и подробный план по развитию города, составленный с учётом истории, текущего состояния и положения города;

3) Выбирается лицо с опытом управления и пониманием системы работы города.

Недостатки:

1) Народу не дают права голоса и ставят перед фактом;

2) Выбран может быть кандидат, который выгоден определённым лицам в их деятельности;

3) Отсутствие прозрачности выборов.

По моему мнению, в избрании главы города должны участвовать граждане. Людям жить в этом городе, и за ними должен остаться выбор, кто будет ими руководить. Весь процесс должен быть открытым и прозрачным, и ни в коем случае население не должно стоять перед фактом, кто будет Мэром. Народ должен оказать доверие, а не подстраиваться под то, что ему суют. Конечно же, только со временем будет понятно, является ли правильным переход на новую систему или нет. Главой города должен быть человек, который родился, выучился, работал в нём и знает все проблемы изнутри. А сейчас достаточно просто зазубрить его историю и выделить несколько основных проблем для создания проекта по улучшению. Я не спорю с тем фактом, что выиграет талантливый руководитель, которому под силу решить проблемы города, но он не жил в этом и не знает всю систему изнутри.

Конкурсная система принята не только в Новосибирске, но и во многих регионах Российской Федерации. А почему? Ответ прост! Всё из-за того, что на местные выборы в избирательный пункт с каждым годом приходило всё меньше граждан. Людям навязали мнение о том, что "всё уже давно известно без нас", тем самым создав политическую пассивность. Но это не так. Важно мнение каждого, и каждый должен понять, что бездействие и пассивность сделают только хуже, у нас никогда не будет «города мечты», если граждане будут сидеть в сторонке и, наблюдая за происходящим, надеяться, что всё само собой изменится к лучшему, ведь состояние города зависит от каждого его гражданина. Та же самая логика — со страной в целом. Хватит думать о том, что всё известно заранее, и возмущённо смотреть на происходящее.

Ситуация с переходом на конкурсную систему избрания главы города имеет два аспекта. С одной стороны, это подтверждает мнение о том, что "всё известно заранее", а с другой стороны, к данной системе привело то самое "бездействие" и "пассивность" со стороны граждан.

Мнение политологов на тему перехода опубликовала «Московская Газета»