Здравствуйте! А вы знали почему фильмы и сериалы Сарика Андреасяна так любят телеканалы и платформы? Знали почему Сарик умудряется выдавать такую производительность? Почему именно его бизнес почти всегда окупается, а ведущие актёры с радостью скидывают свой ценник, снимаясь у Сарика дешевле? На самом деле Андреасян является феноменом нашего кино, и многие искренне не понимают почему при таком качестве он фактически лидер рынка. Продюсер и основатель канала «Пятница» Николай Картозия подробно рассказал в чём секрет Сарика, и я давно так не улыбался. Но если задуматься, то всё это очень печально.
Дорогие читатели, только ленивый не критикует Сарика. Не называет его плоходелом (только немного иначе), не посмеивается над его работами и замашками на великое. Но при этом, Сарик снимает и снимает, и при желании, может легко заткнуть за пояс всех остальных ведущих продюсеров. Николай Картозия написал большую аналитическую статью, в которой подробно и очень доходчиво объяснил секреты успеха Сарика. Процитирую несколько самых (на мой взгляд) ключевых тезисов и обсудим с вами. А полную версию я вам очень рекомендую прочитать - многое станет понятно. (Ссылка на статью есть в моём ТГ канале в конце этой статьи).
Итак, Картозия обозначает одно из главных преимуществ Сарика - скорость работы:
«Даже Роберт Макки знает, что 20-серийный сериал за год не снимешь. А хороший не снимешь и за два. Сарик умудряется написать сценарий и снять все под ключ за четыре месяца. В таком темпе на кинорынке никто больше не работает.»
При этом качество, порой, жуткое, но рейтинги очень радуют телеканалы и платформы:
«Главное для него — скорость производства. И не дай нам бог впасть в обсуждение художественных достоинств его фильмов. Мы — продюсеры. Барыги духа. Нам интересен только счет на зрительском табло. А счет такой: сериал Сарика «Бедный олигарх» прошел в эфире ТНТ со средней долей 10,1 %, а талантливый «Разрешите обратиться» Саши Цекало — с долей 9,2 %. При этом одна серия качественного «Разрешите обратиться» стоила 22 миллиона рублей за серию, а «Олигарх» — вдвое дешевле.
Коммерческому телеканалу плевать, что эти сериалы слеплены из хлебного мякиша, главное что за скромные деньги и в кратчайшие сроки он получает такие рейтинги. Телеканал — это прожорливый ребенок с терминальной стадией булимии. Ему нужно очень много контента. Каждый вечер он показывает одну, а то и две премьерных серии комедийного сериала. Каналу некогда ждать, пока великие продюсеры снимут нетленку по цене от 30 до 100 миллионов рублей за серию.
Пока вы читали предыдущее предложение, Сарик уже снял для ТНТ новый блокбастер — «Мендельсон». Смотрели? А рейтинги знаете?
«Мендельсон» — средняя доля в эфире ТНТ 10,5 %, а доля отдельных выпусков доходила до 15,5 %.
Для сравнения: изобретательная «Кибердеревня» — средняя доля на ТНТ 9,9 %. Что при цене от 25 до 30 миллионов рублей за серию — по ту сторону рентабельности для любого телеканала. «Мендельсон» же стоил как кулек карамелек в буфете Дома мелиораторов. Конкретнее? Думаю, не ошибусь, если скажу, что в три раза дешевле «Кибердеревни».
То есть Сарик со своими сомнительными юморесками еще и лидер эфира? Да.»
Прекрасные обороты речи и подача. Но сразу возникает вопрос - а как же Сарику удаётся снимать вдвое, втрое и даже вчетверо дешевле других продюсеров и режиссёров? Ведь у него часто целая россыпь артистов первой величины? И Картозия даёт исчерпывающий ответ:
«Знаете, что ответит вам Дмитрий Нагиев, если вы предложите ему сняться в своем фильме? Он объявит вам 5 миллионов рублей за один съемочный день. При этом вы должны гарантировать ему, что таких дней на вашей картине у него будет не меньше четырех. Как говорят у них в Петербурге, «двадцать лямов — или пусть Кологривый играет». Тем более, что Кологривый мог бы сыграть маньяка Чикатилло и без грима и без сценария. Своими словами.
Тем временем в параллельной вселенной Андреасяна Дмитрий Нагиев покорно сыграет всю свою роль за один съемочный день и заплатит ему Сарик за это миллиона три-четыре. Почему Потому что Сарик умеет ухаживать за артистами.
Как рассказывают его исполнительные продюсеры, Андреасян дарит актерам одежду со съемок, вкусно кормит, делает подарки, идет навстречу пожеланиям больших звезд. Вот хочет, к примеру, Дмитрий Нагиев пристроить в кино своего сына Кирилла — пожалуйста. Сарик даст тому заметную роль. Сарик не просто нанимает актеров, он живет их жизнью на протяжении всех съемок. Нужно пристроить ребенка в элитный садик? Найти зятю рукастого проктолога? Конечно! И обязательно приезжай ко мне, брат, в воскресенье на вечернюю бастурму. В твою честь!
Хочешь получить гонорар наличными?Пожалуйста.
Хочешь — хаш, хочешь — кеш. Все для тебя, уважаемый!
Это бизнес на отношениях.
У Сарика есть свой пул актеров. Они снимаются одновременно в десятках его проектов. За счет этого продюсер Андреасян легко может «скидывать» их заоблачные гонорары. Давай я заплачу тебе меньше, но потом ты сыграешь у меня любую роль, о которой мечтаешь (ты или твой дедушка Арарат). Гагарин, Гамлет, Чикатило — выбирай.
Может и пригрозить: не скинешь ценник — останешься без восемнадцати моих проектов.»
Ах вот оно как! А я всегда ломал голову как и зачем большущие артисты снимаются у Сарика во всех его проектах. Не понимал как тот же Нагиев попадал в его дешёвые молодёжные комедии с бюджетом, которого бы не хватило на три дня съёмок Нагиева. Это очень занятно. А вот сценарий - я всегда считал одной из главных проблем нашего кино, и вот что про сценарии Сарика пишет Картозия:
«Хороший сценарий создается долго. Ему предстоит пройти пять-восемь-десять драфтов. Продюсер снова и снова будет просить сценариста что-то переписать, улучшить, добавить юмора, оживить диалоги, ввести любовную линию.
Сарик не тратит времени на такую ерунду. Утром написали — утром же и снимаем. Текст никто вылизывать не будет. Это же не аджика на манжете.
Какой смысл писать один сериал три года, если зритель все равно посмотрит его ж@&₽й? Нужно скорее запускать производство.
И никаких тебе десяти дублей. Все сцены снимаются с одного-двух. Как? Хочешь — на таланте, хочешь — на морально-волевых.
Единственная уважительная причина, по которой съемки у Сарика могут затянуться: в начале рабочего дня он слишком долго расцеловывается со всей съемочной бригадой.
Хороший режиссер редко снимает больше четырех сцен в день. Не хватает сил, эмоций. Выработка за день — около пяти минут.
У Сарика выработка космическая: от десяти минут за смену. Серию клепают за четыре-пять дней. Там, где другие продюсеры говорят тебе: «Я сниму этот сериал за 40 смен», Сарик выходит с контрпредложением: «А я за 20».»
Ну а следующий тезис просто прекрасен! И ведь действительно так и есть:
«Зрители и даже многие киношники не замечают важной особенности мизансцен в фильмах Сарика. Его герои либо сидят на одном месте, либо выходят на точку и до конца сцены произносят оттуда свой текст. Это помогает сэкономить время на перестановках камер и света.
Выставил технику — артист зашел в кадр и пробубнил свои реплики. Посадил в ресторане актера Прилучного — и залпом снял всю его роль.
Догадайтесь с одного раза, почему на роль Онегина Сарик взял Добронравова. Потому что тот играет Онегина в театре им. Вахтангова. А значит, можно не тратить время на поиск образа и репетиции. Другой режиссер уже поработал с артистом. Встал в кадр и всё»
А вот следующая мысль очень печальна:
«Сарику очень повезло, что на телевидении наступил период примитивизма. Не столь восхитительного, как у художника Эдмонда Петросяна, а просто от слова «примитивный».
Хитами становятся только самые несложные сериалы.
Смотрели «Мама будет против» на СТС? Тот, где пожилой участник «Уральских пельменей» Брекоткин ходит в юбке и разговаривает мужским голосом. Если не ошибаюсь, одна серия стоила каналу всего 8 миллионов рублей. Дорогой Александр Завенович! Поправь, если меньше.
И именно этот сериал стал один из самых рейтинговых на канале СТС в прошлом году: средняя доля — 14,2 %.
Вы не представляете, какая это удача для телеканала — заполучить столь рентабельный проект.
Сериал «Мама будет против» снял не Сарик. Другие. Но как будто он. Его стиль, его почерк. Как назвала этот жанр кинохейтер Лена Черноморова, «уральские армяне».
Торжествует простота. У экранов ТВ собрались зрители, которые не хотят сложно. И Сарику это на руку. Владелец фастфуда зарабатывает больше хозяина мишленовского ресторана. Не Gucci и Zegna срывают банк — дьявол носит Zara.
Десятки фильмов и сериалов Сарика, которыми он осчастливил российские телеканалы, окончательно закрепили на телике тренд на «святую» простоту. С одной стороны — неприхотливый зритель, с другой — негениальный Сарик. Такой вот Уроборос.
Да и будем честны — на онлайн-платформах тоже лучше всего смотрят сериалы Сарика. Его «Жизнь по вызову» (про тот самый рынок шкур) — бронебойный снаряд платформы KION. «Чикатило» долгое время был рекордсменом онлайн-кинотеатра Okko. А недавно вышел уже третий сезон приключений Андрея Романовича — и он снова бьет рекорды.
Если бы экономный Андреасян захотел подмять под себя весь отечественный рынок телевизионных комедий, он сделал бы это мгновенно, без труда отодвинув других уважаемых армянских сапожников.»
Да, это печально. И ведь телеканалы и платформы могут действительно в ближайшем будущем отказаться от дорогого и долгого производства. Прав Картозия - зачем вкладывать годы и миллионы, если Сарик и ему подробные могут снять за пару месяцев и за копейки то, что будет иметь даже больший рейтинг. Вот что бывает когда искусство становится бизнесом. И Картозия говорит, что Сарик ещё и рекордные деньги на своих поделках зарабатывает. Его продакшн зарабатывает 30 процентов от бюджета!
«Режиссёр ужасный, продюсер великий»
В общем, да, Картозия пишет с юмором, читаешь и улыбаешься, но ситуация весьма грустная. И такие Сарики проникли во всё искусство - они в театре, в кино, в живописи, везде. Случилась настоящая подмена - теперь часто гениальное - это максимально зашедшее и отбивающееся. И пусть это гениальное будет пошло, дёшево, пусто и непрофессионально, главное рейтинги и деньги. Вот такая история.
Очень интересно что вы об этом думаете? Согласны ли с продюсером Картозией? Смотрели ли что-то Сарика Андреасяна? Напишите, пожалуйста, в комментариях.
Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин