Среди корейских боевых искусств есть весьма оригинальные и необычные стили. Хан Пуль выделяется даже среди них. Созданный в 60-х годах 20 века он не получил широкого распространения , существуя в основном в Корее.
Тем весомее повод рассказать об этом необычном стиле.
Если отбросить мистические истории о" связи с королевскими домами и японскими самураями" то история создания стиля сводится к творчеству мастера Ким Чжон Юна, который в 1965 году объявил о создании нового боевого искусства Хан Пуль и открыл школу в Сеуле. Ким Чжон Юн был учеником основателя хапкидо Чхве Ён Соля. Однако построенное на японском Дайторю Айки Дзютсу, хапкидо не устроило Ким Чжон Юна и он задался целью возродить исконно корейское боевое искусство.
Интересен тот факт, что в разработке названия нового искусства приняли участие 2 известных специалиста-филолога - Чхве Хён Бэ и Хан Гап Су. Из многочисленных переводов термина Хан Пуль чаще всего используются следующие - "Божественная энергия", "Правильная энергия", "Единая энергия". Термин это не имеет связи с китайским или японским языком, что подчёркивает "исконно корейские корни" этого боевого искусства.
Сам Ким Чжон Юн говорит , что Хан Пуль это не только название боевого искусства, но и принципы техники - суть которой научиться правильно применять энергию.
Хан Пуль - явный представитель Ю Суль - "мягкой техники" и испытал на себе влияние тхэкккён и хапкидо. Смысл Хан Пуль - научиться применять при атаке и защите максимум силы в нужном направлении правильным способом. Для накопления энергии адепты Хан Пуль используют массу всего тела, применяют перемещения веса тела по вертикали , используют круговые движения.
При атаке противника последователь Хан Пуль, следуя движению атакующего, направляет вектор своих усилий в таком направлении, что атакующий теряет равновесие. Возможно зашагивание вбок или за спину противника, после чего даже небольшого воздействия достаточно чтобы повергнуть противника.
В Хан Пуль часто работают открытой ладонью, а формы кулака отличаются от традиционных. В Хан Пуль нет базовой техники в привычном понимании, Ким Чжон Юн говорит, что существуют базовые принципы, освоив которые Вы сможете отразить любую атаку.
Вообще, к теоретическому обоснованию принципов Хан Пуль Ким Чжон Юн отнёсся очень основательно. Он детально проработал принципы и понятия своего боевого искусства оформив их в своеобразном "уставе" - Хан Пуль Кисуль, в котором описаны все разделы Хан Пуль и требования к выполнению техники. Если читателя заинтересует этот документ, в будущем я постараюсь оформить описание этого раздела и проиллюстрировать отдельной статьёй.
Вся техника разделена на 3 раздела - рукопашный бой - "сонпхарам суль", техника владения оружием - "гаягаль суль "(трость, шест, короткая палка танбон и т.д.) и техника метания оружия - "пхальме суль (муги бисуль)". Объединяют эти три раздела общие принципы Хан Пуль.
Все вместе они называются Бонсу.
По мере подготовки материала я выложу более тщательный разбор техники Хан Пуль.
Есть мнения, что Хан Пуль и Сим Му До (ещё один корейский стиль берущий своё начало в хапкидо очень похожи).В общем-то неудивительно, так как Ким Чжон Юн и Ким Чан Сок являлись сводными братьями и вполне возможно заимствовали техники друг у друга.
Что касается современного состояния Хан Пуль, сведений об этой системе не много. Известно, что о недавнего обучение велось в Сеуле. Однако попытки порасспрашивать о Хан Пуль знакомых в Корее, в том числе последователей хапкидо и тхэквондо к успеху не привели.
Быть может в следующей поездке в Корею найдётся возможность задержаться в Сеуле и поискать следы Хан Пуль. Обязательно поделюсь.