Рустам Минниханов попросил Валерия Фалькова поддержать проекты и отметил, что главное — не деньги, а их количество.
В «Казань Экспо» проходит Российский венчурный форум (РВФ), который в этом году посвящен технологическому предпринимательству. В нем принимают участие больше 4 000 человек – это стартаперы, предприниматели, инвесторы, эксперты индустрии и представители власти. 50 проектов в течение двух дней презентуют экспертам венчурного рынка. Лучшие из них получат до 50 млн рублей на развитие своего стартапа. Кто поборется за эти деньги – в материале KazanFirst.
ИИ подберет исламскую ипотеку
На площадку форума среди 474 стартапов, подавших заявку, прошли лишь 50 из 15 регионов России. 60% проектов связаны с разработками в IT (это EdTech, PropTech, FinTech, LegalTech и др.). На втором месте (19%) – промышленные технологии. Это стартапы, которые предлагают свои решения для промышленности (оборудование, материалы или лекарства). На третьем месте (9%) проекты в области AgroTech и BioTech. Далее стартапы в сфере медицины (6%) и IoT-проекты (5%).
Артем Дергунов/KazanFirst
В первый день РВФ каждый проект представили делегации чиновников во главе с Раисом Татарстана Рустамом Миннихановым и исполнительным директором Российской ассоциации венчурного инвестирования Альбиной Никконен. Время на презентацию порой ограничивалось десятками секунд, но некоторым стартаперам хватало даже этого, чтобы увидеть одобрительный кивок Минниханова. Особенно если это связано с исламскими финансами.
Удивлять калькулятором подбора кредитов с искусственным интеллектом (ИИ) из Санкт-Петербурга приехал Роман Корников. Он представил стартап Banki.shop.
– На рынке России есть финансовые агрегаторы, которые позиционируют, что они подбирают наилучшие условия для клиентов. Но там проблематика заключается в очень низкой точности реальной ставки и низкой вероятности того, что тот или иной банк конкретно сумеет одобрить этого клиента. Мы пошли немножко другим путем. Мы интегрировали в кликабельный калькулятор 75 банков и научили систему опрашивать клиентов. То есть когда вы пользуетесь нашим калькулятором, складывается ощущение, что вы ведете диалог с живым специалистом. Система в среднем за две минуты, учитывая специфику запроса вашей ситуации, мониторит все программы в России и выдает в виде конечного результата конкретное название банка и ставку. Вероятность того, что этот банк одобрит вас под ту ставку, которая указана у нас, – 94%, – говорит генеральный директор Banki.shop.
Калькулятор интегрируется в CRM-системы, на чужие сайты и платформы. Он помогает подобрать семь кредитных продуктов.
- – Все, что связано с ипотекой, покупкой, строительством жилого дома, рефинансированием, залогом недвижимости, «потребам» пластиковым (кредитная карта. – Ред.) и их рефинансированием. Поэтапно мы добавляем остальные кредитные продукты, – рассказывает Корников.
В 2022 году компания вышла на рынок в сегменте B2B. С тех пор агрегатор достиг 13,5 тысячи пользователей и в среднем делает от 37 до 48 тысяч подборов в месяц для своих клиентов. Самым популярным продуктом является ипотека. Новшество агрегатора – исламская ипотека.
– Мы первые, кто интегрировал в цифровое решение исламскую ипотеку. Понимая подходы математические и продуктовые, мы интегрировали те банки, которые уже есть на рынке. Прямо сейчас банков, кто выдает, их всего два («Сбер» и «Ак Барс» банк. – Ред.). Как только они будут добавляться, появятся в нашей системе тоже, – говорит спикер.
Артем Дергунов/KazanFirst
К слову, по географии пользователей Казань занимает далеко не ведущие места – 27-28. И, в частности, это компания планирует исправить на полях РВФ. Корников заинтересован в сотрудничестве с «Ак Барс» банком. Также, по его словам, с представителями министерства экономики Татарстана компания предварительно обсудила планы по популяризации исламского кредитования.
А вот в инвестициях Banki.shop заинтересован чуть меньше. На разработку агрегатора компании из 13 человек понадобилось шесть лет и 74 млн рублей, из которых привлечено от инвесторов 24 млн. Компания в 2023 году окупилась, а в 2024-м планирует выйти на выручку в 30 млн и прибыль в 4 млн без помощи инвесторов. Для работы в сегменте B2B этого было достаточно.
- – Теперь мы выходим в сегмент B2C, а для него нужен трафик. Поэтому мы сюда приехали найти инвестора на трафик B2C. Нам не нужны деньги. Если мы найдем партнера, у кого уже трафик сформированный, мы просто сможем интегрироваться в его бизнес-процесс. Мы можем и сами это сделать, но самому формировать трафик B2C – это очень долго. А у любого цифрового решения главный враг – это время. Поэтому мы хотим сразу найти готового партнера с трафиком, чтобы сделать очень большой скачок, – подытожил Корников.
«Мы как Uber, но только на кладбище»
Пожалуй, один из тех стартапов, который получил больше всего внимания со стороны участников, – маркетплейс по уходу за могилами. Некоторые перечитывали название проекта дважды, чтобы удостовериться, что не ошиблись. Необычный проект разработала казанская компания iRemember, которая является резидентом бизнес-инкубатора IT-парка.
- Артем Дергунов/KazanFirst– Мы создали бесплатное приложение, которое работает больше как персональный архив мест захоронения. Любой пользователь может добавить туда информацию о захоронениях своих близких людей. А после этого, если не будет возможности лично его посетить, можно заказать услугу по уходу. У нас подключаются исполнители с любого кладбища, – говорит основатель проекта Михаил Мельников. – Самое важное – это навигация. Пока вы помните, сейчас можно сохранить. Часто бывает – и наши опросы об этом прямо трубят вовсю – что люди теряют место потому, что меняются ориентиры. Кто-то поменял ограду, где-то дерево упало или спилили, и люди не могут найти. А мы предоставляем навигацию. Мы как Uber, но только на кладбище.
По словам Мельникова, приложение работает с 2019 года. За это время удалось собрать тысячу пользователей. Сервис работает в Татарстане (Казань, Челны, Бугульма, Елабуга, Дрожжановский район) и других российских городах (Саратов, Сочи, Ижевск), а на местах сотрудничает с ритуальными компаниями.
– Мы можем оцифровать любое кладбище, даже уже оцифровали, просто нет исполнителей на местах, – комментирует спикер причину отсутствия в других городах.
В разработку стартапа компания из пяти человек вложила 3,5 млн рублей личных средств. А на РВФ ищет инвестора.
- – Нам сейчас нужно 20 миллионов на два года под 5% от уставного капитала компании. Первая цель – это маркетинг. Вторая – это фонд оплаты труда действующей команды. Плюс нужна доработка, так как у нас есть уже проверенные гипотезы, за которые люди готовы платить, и аренда сервисов (онлайн-касса, хостинг), – объяснил основатель проекта.
ИИ выявляет болезни Паркинсона и Альцгеймера по голосу
На этапе разработки находится казанский проект Brainphone, который позволяет провести диагностику и мониторинг болезни Альцгеймера, Паркинсона и других психоневрологических заболеваний по голосу и речи на основе ИИ. Как отметил сооснователь стартапа Ильдар Хасанов, основываясь только на этих двух параметрах, сервис позволяет выявить заболевание.
- – Есть официальная статистика, что из 10 человек с болезнью Альцгеймера, которые уже болеют, диагноз имеет только один. Если говорить о болезни Паркинсона, то из трех пациентов два не имеют диагноза. Даже на поздних стадиях они живут и умирают без диагноза, к сожалению, – говорит Хасанов. – Да, опытному врачу будет видно, что диагноз очевиден. Если пациенту его поставят, назначат ему лечение, он будет жить дольше и лучше. Он позже получит инвалидность, сэкономит деньги и семье, и государству и улучшит качество жизни.
Артем Дергунов/KazanFirst
Сервис Brainphone может выявить заболевание на разных стадиях, в том числе ранних. После скрининга пациенту выдается заключение, которое показывает, есть у него заболевание или нет. Клинические исследования, по словам спикера, показали точность сервиса в 80% и специфичность в 90%.
- – Мы предлагаем, например государству, использовать наш продукт в качестве скрининг-системы, когда мы можем быстро, дешево, массово, даже в самых отдаленных районах Татарстана, протестировать людей с факторами риска. Нейродегенерация – это возраст-зависимое заболевание. Люди старше 50-55 лет имеют самый главный фактор риска – возраст. Мы можем протестировать этих людей, маршрутизировать тех, у кого выявим проблему. По статистике из 100 человек у двоих выявится проблема, и этих двоих мы направим в специализированный центр к врачу-специалисту, который и будет ставить окончательный диагноз, – описывает принцип работы Хасанов.
По словам спикера, на разработку IT-продукта ушло порядка трех лет и вложено больше 10 млн рублей. Стартап заключил соглашение о партнерстве пока с федеральными компаниями, но не татарстанскими. На РВФ представители Brainphone планируют найти инвесторов и партнеров, в том числе из республики. В дальнейшем разработку хотят зарегистрировать в качестве медицинского изделия и внедрить в работу медучреждений как помощника врача.
«Нам нужны средства, чтобы эти проекты полетели»
На пленарном заседании форума, которое открывал председатель Оргкомитета – министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, обсудили представленные на выставке стартапы. Раис Татарстана отметил: раньше он считал, что университеты республики были недостаточно включены в развитие технологического предпринимательства потому, что таких задач у них не было и денег. Сегодня же выдают гранты.
- Артем Дергунов/KazanFirst– Инновации где могут появляться? Могут в исследовательском центре, но у них свои задачи. Молодежь, студенты! Даже вот сегодня мы прошли 50 проектов, просто время было мало. Никогда такого интереса [к ним] не было, – говорит Минниханов. – Сразу министру вопрос: вы первый шаг сделали, если второго шага не будет? Нам нужны средства, чтобы эти проекты полетели. И самое время сегодня. Мы ограничены информацией, мы ограничены технологиями. Любую отрасль возьмем (нефтепереработка, нефтехимия, особенно машиностроение) – у нас достаточно грамотная, умная молодежь, чтобы эти все вопросы [решить]. Люди есть, старт есть, политика государства в части технологического предпринимательства озвучена, надо двигаться дальше.
Минниханов попросил Фалькова поддержать проекты. Он напомнил, что в Татарстане есть две ОЭЗ, пять ТОР, 100 технопарков.
- – Дальше – немножко денег, уже полетит, – говорит он министру.
В конце пленарного заседания Минниханов сделал акцент на том, что нужно создавать условия для инвесторов.
– У людей деньги есть. Наверно, если мы их заинтересуем, они могли бы рисковать своими деньгами и пойти на эти форумы. Я считаю, главное – не деньги, а их количество. Поэтому нужно найти [способы], как мы можем добавить сюда еще денег, – подытожил раис.