"Знак четырех" в Самбии: памятник ужасному средневековому преступлению

662 прочитали

В конце XIII века на европейской окраине, в прусском лесу Капорнер Хайде случилось событие, суть которого источники сохранить не смогли. Но оно было настолько громким, что единственный выживший в том, что случилось, заказал деревянный крест в благодарность за спасение и в память о случившемся. А чуть позднее деревянный крест заменили на памятник по приказу аж самого ландмейстера Пруссии (так назывался представитель Тевтонского ордена на завоёванных землях).

Колонна Четырех братьев / Präses M. JO. JAC. ROHDE (1717)
Колонна Четырех братьев / Präses M. JO. JAC. ROHDE (1717)

Позднее памятник представлял собой колонну с барельефами голов четырех бородатых мужчин в шлемах и расположенным посередине высоты колонны щитом с тевтонским крестом. В XIX веке на колонне установили табличку со стихом в балладном стиле. Стих повествовал, как четыре рыцаря Тевтонского ордена храбрые и верные Дивель, Кобенцелль, Штобемель и Рёдер, возвращаясь с "победой из Судавии" и остановившись потрапезничать, стали жертвой вероломного нападения целого обоза врагов. "Мечом, копьём и дубиной" рыцари были повержены. Какое горе!

Открытка с фотографией достопримечательности в Метгеттене в Кенигсберге / Archiv Corps Masovia / Postkarte (F. Wiechert, Königsberg i. Pr.) (1900)
Открытка с фотографией достопримечательности в Метгеттене в Кенигсберге / Archiv Corps Masovia / Postkarte (F. Wiechert, Königsberg i. Pr.) (1900)

Однако стих умалчивает, что тевтонцы "путешествовали" при поддержке ещё сотни пеших воинов. А "победа в Судавии" - это нападение на лагерь местного балтского племени судавов, где тевтонцы положили под сотню аборигенов, увели несколько десятков в плен и собрали знатную добычу в виде оружия и прочего скарба. Вероломное же нападение - засада отряда судавов, спешившего отомстить за убитых.

По одной из легенд, изначальный памятный крест поставил пятый рыцарь - Мартин фон Голин, всеми силами души по-настоящему ненавидевший местное население. Другая легенда рассказывает, будто попал он как-то в плен к пруссам вместе с беременной сестрой. Женщина тормозила колонну пленников, поскольку не могла поспевать за шагов мужчин, и один из пруссов, вспорол ей живот, решив таким образом проблему. Это событие и стало причиной ненависти вон Голина.

Фотография Колонны Четырех братьев на открытке примерно 1905 года
Фотография Колонны Четырех братьев на открытке примерно 1905 года

Пруссы те были не простые, а "отступники", как их называют в тевтонских хрониках. На самом деле, это была армия Свантополка, совершенно отбитого померанского князя, враждовавшего со своими братьями из-за территорий и переметнувшегося ради них же на сторону Тевтонского ордена, а потом воевавшего и против христовых братьев. Одиннадцать долгих лет орден при поддержке польских аристократов и братьев Свантополка пытался извести дерзких пруссов. Дело кончилось замирением сторон.

План захоронение судава (ятвяга) в могильнике в урочище Kunterstrauch и находки в нем / Кулаков В.И. Малый Кауп: Две формы обрядности // Pruthenia. Olsztyn, 2013. T. VIII. С. 127–147
План захоронение судава (ятвяга) в могильнике в урочище Kunterstrauch и находки в нем / Кулаков В.И. Малый Кауп: Две формы обрядности // Pruthenia. Olsztyn, 2013. T. VIII. С. 127–147

Но, как выяснили позднее немецкие историки, Мартин фон Голин не имел никакого отношения ни к установке колонны, ни к легендарной гибели четырех тевтонцев в прусском лесу. Более того, эти историки раскопали легенды, совершенно иначе раскрывающие суть события, в честь которого была установлена памятная Колонна Четырех братьев. Ее поставили на месте казни четырех ужасных убийц. Или нет, здесь просто любили охотиться четыре немецких принца (имена в источниках разнятся). Тоже не то: это место было священным для пруссов, где рос дуб с четырьмя ветвями, которому те поклонялись. Хотя, возможно, все же колонна указывает на путь домой из успешного похода четырех братьев Тевтонского ордена, огнем и мечом насаждавших правильную веру среди местного населения. В общем, как вы поняли, по какому поводу несколько сотен лет стоял где-то на территории, где теперь расположен Калининград, памятник, так и не удалось. доподлинно выяснить. Кажется, теперь в том месте проходит Челюскинская улица.

Кстати, согласно данным раскопок погребений судавов в Калининградской области, были среди них и те, кто переходил на службу Тевтонскому ордену, воюя против своих сородичей.

Реконструкция пояса и сумки-кошеля на нем из погребения Ve-161 могильника Alt-Wehlau/Прудовка / Кулаков В.И. Прусские пояса орденского времени // Genesis: Исторические исследования. М., 2017. № 1. С. 147–158
Реконструкция пояса и сумки-кошеля на нем из погребения Ve-161 могильника Alt-Wehlau/Прудовка / Кулаков В.И. Прусские пояса орденского времени // Genesis: Исторические исследования. М., 2017. № 1. С. 147–158

Об этом свидетельствуют одиночная представленность погребений с признаками судавской погребальной обрядности на прусских могильниках Северной Самбии (пруссы, в отличие от судавов, не клали в могилу оружие) и уникальная для местных могил находка: поясная сумка-кошель из Западной Европы и железная, покрытая серебром пряжка со стилизованной фигурой козла (спутника балтского бога Перкуно) и черным крестом на белом геральдическом поле.

А ведь согласно «Золотой булле» императора Фридриха II от 26 марта 1226 года, Тевтонский орден мог покорять только пруссов, а не все местные племена Самбии. Такие дела, да.

Напоминаю, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!