Свет, излучаемый “штатными” автомобильными фарами, часто не радует владельцев машин. В таком случае световые элементы меняют на более яркие, качественные, долговечные. Ксенон устанавливать довольно сложно. А кроме того, это действие влечет за собой сбор многочисленных разрешений и переоформление документов. Или штраф и риск аннулирования регистрации транспортного средства. Поэтому большинство автолюбителей выбирает светодиодные (LED) лампы. Но и к ним у ретивых инспекторов найдется много вопросов. Причем, ответы эти вопросы не всегда чем-то угрожают автомобилисту. Попробуем разобраться.
Какие могут быть ситуации?
Первая и самая очевидная - появление на дороге так называемого “сварщика”. Так на жаргоне автомобилистов называют гражданина, который без лишних раздумий и доработок существующей конструкции ставить LED лампы. В результате его фары слепят всех вокруг, создавая опасность для окружающих. Думаю, объяснять, что претензии в такому водителю со стороны дорожной инспекции вполне обоснованы, не нужно. Прописано все в пункте 3 ПДД - источник света не соответствует требованиям производителя.
Но есть и спорные варианты. Например, если автомобиль сошел с конвейера с галогеном, но конструкция позволяет использовать и диодные световые элементы. Или вы купили новую машину, в которой изначально стояли LED лампы. В первом случае, скорее всего, у вас бюджетная версия автомобиля, а люксовые версии уже оснащены LED фарами. Согласно техническому регламенту вы имеете полное право на замену. Однако, использовать следует именно те лампы, которые ставит завод-изготовитель. Кроме того, часто в дешевых комплектациях и на линзах экономят, поэтому простой заменой ламп не обойтись. Проще всего - купить целиком фару от более дорогой версии авто, что тоже никем не запрещено.
Третий вариант - если вы сами решили переделать фару, предназначенную только для галогенных лампочек, но решили сделать все “как положено”. На нем остановимся подробнее. С новыми фарами вы попадаете под “несоответствие режима работы световых приборов конструкции транспортного средства”. Если в старую фару вставлена новая лампа с подходящим цоколем - это однозначно нарушение, которое влечет наказание в случае обнаружения сотрудником ГИБДД. Но полностью замененные фары в этом случае можно узаконить, пройдя процедуру внесения изменений в конструкцию вашего авто.
Для этого нужно оценить соответствие в аккредитованной лаборатории, а затем заново зарегистрировать авто в ГИБДД. После того, как вы получите соответствующие документы, инспектор обязан проверять соответствие фары заводской документации на нее, а не соответствие изначальным данным автозавода о машине. Если автопроизводитель уже и сам ставит “диодки” на эту модель, посещать экспертов не нужно - только зарегистрироваться в дорожной инспекции.
Что ждет нарушителя
Еще пять лет назад за несоответствие ламп лишали права на вождение на долгих шесть - двенадцать месяцев с конфискацией ламп. Причем, судиться было бесполезно - ситуация регламентировалась лишь КоАП РФ (статья 12.5 часть 3). Однако на сегодняшний день существует еще и Постановление Верховного Суда РФ от 25.06.2019, в котором прописано, что чтобы попасть под лишение, нужно установить на свое транспортное средство лампы, имеющие цвет и режим работы, отличные от допустимого. Важный момент - эти недостатки должны иметься одновременно. Иначе ситуация рассматривается с точки зрения статьи 12.5 части 1 того же КоАП. И наказание - штраф в 500 рублей (который сейчас можно оплатить со скидкой, если не затягивать). Самое простое - подбирать лампы с цветом, соответствующим изначальному.
Неприятный для автолюбителей момент - количество штрафов за нарушение светового режима ничем не ограничено. А значит, вы можете получить их сколько угодно даже в течение одного дня. Этим могут пользоваться некоторые нечистые на руку инспекторы, “передавая” вас своим коллегам на следующих постах.
Что может делать инспектор ДПС, а что - нет?
Осмотреть автомобиль сотрудник ГИБДД, разумеется вправе. Равно как и оценить световые элементы визуально. И если он обнаружил светодиодные лампы на “классике” от АвтоВАЗа, то спорить, что все законно, глупо. Также инспектор может придраться к цвету светового потока. Но это - как раз субъективная оценка, и если вы уверены в том, что все соответствует регламенту - не бойтесь лабораторной экспертизы, вас ждет только пятисотрублевый штраф. А вот если цвет не тот - с водительским удостоверением придется расстаться.
Кстати, если лампа скрыта заводской линзой, а свет полностью идентичен тому, что дает галогенная лампа, догадаться о нарушении гаишник просто не сможет. При этом ковыряться в фарах или других местах он не имеет права. Максимум - попросить вас открыть капот. Единственная угроза при таком раскладе - та самая экспертиза. Но на нее могут и не отправить, если подозрения сотрудника ДПС не слишком сильны.
Что можно посоветовать автомобилистам, решившим сделать свое передвижение по дорогам более комфортным и осветить себе путь?
Внимательно изучайте технические характеристики устанавливаемых вами ламп. Простой подбор яркости светового потока поможет избежать проблем. Обратите внимание, как ведет себя лампа в сочетании с линзой - иногда несоответствие бросается в глаза (а дорожные инспекторы - заинтересованные лица, и глаз у них на такое наметан). Не ленитесь узаконить изменения, если это возможно. Не увлекайтесь модными “пацанским” дизайнерскими экспериментами с разноцветными огнями. Красные и синие лампы спереди - прямой путь к конфликту с работниками свистка и жезла. Да и в целом - хорошо подумайте, действительно ли вам необходима замена осветительных элементов.