Энн Пекхэм более трех десятилетий преподает в музыкальном колледже Беркли, а с 2011 года возглавляет вокальный факультет. Она пела с хором Тэнглвудского фестиваля (Tanglewood Festival) и участвовала в записях с the Boston Pops. Она является автором нескольких популярных книг, в том числе «Тренировки для современного вокалиста» и «Современный певец: элементы вокальной техники», которые были переведены на шесть языков. Энн также является заведующей кафедрой вокального искусства в Беркли Онлайн. В этом интервью она рассказывает об эволюции преподавания вокала и о том, что привело к развитию этой специальности.
Когда вы впервые поняли, что хотите петь?
Я знала это с начальной школы. Музыка была тем, что я просто обожала, и у нас в школе была действительно хорошая музыкальная программа. Я выросла в Индиане, и в школе, где я училась, вы либо играли в баскетбол, либо пели в хоре, либо играли в группе. Так что мне надо было выбрать либо музыку, либо баскетбол, а я не сильна в баскетболе. Школьная музыкальная программа вдохновила меня. Я играла в школьной группе и всегда пела в хоре и в том, что мы называли шоу-хором или свинг-хором. Мне всегда доставляло это удовольствие.
В какой момент вы решили, что это нечто большее, чем просто хобби?
Когда я собиралась поступать в колледж, я подумала: «Это то, с чем я собираюсь связать свою жизнь». Я не знала, каково моё место в музыкальной сфере, или для чего я больше подойду, и я не слышала о такой школе, как Беркли, где можно было бы изучать современную музыку. Я училась в университете Батлера, который находится в Индианаполисе, и много лет изучала классическую музыку, наслаждалась ею и преуспевала там, отчасти потому, что вне занятий мы с друзьями пели в группе, исполнявшей современную музыку. Так что я делала на уроках то, чего от меня хотел мой преподаватель, а затем занималась тем, что доставляло радость, в качестве хобби, и это помогало мне продолжать учёбу в университете. Я специализировалась на вокале, но когда поступила в магистратуру, то начала задумываться: «Как я собираюсь устроить свою жизнь?» Я чувствовала, что традиционный музыкальный театр и опера, на самом деле, не для меня. Поэтому я решила углубиться в вокальную педагогику и преподавание. В магистратуре у меня была стипендия, и в мои обязанности входило преподавание вокала. Это помогло мне сделать следующий шаг.
Беркли был следующим шагом, или до него было что-то другое?
После того, как я получила степень магистра, меня взяли на работу в небольшой колледж в Южной Каролине преподавать вокал. Я занималась этим в течение нескольких лет, а также довольно долго руководила церковной музыкальной программой. Я руководила всем, от «колокольчиков» до детского и взрослого хоров, и эта работа многому меня научила. Вся эта деятельность позволила мне понять, что таким образом я могу зарабатывать на жизнь, заниматься любимым делом и продолжать развиваться. Я приехала в Беркли, когда в 1986 году моего будущего мужа [Рика Пекхэма] взяли преподавать сольфеджио. Как оказалось, на вокальном факультете была открыта вакансия, и в 1987 году меня приняли на работу.
Расскажите об изменениях, которые вы наблюдали за все эти годы относительно материала, который студенты предпочитают исполнять
Когда мы говорим конкретно о стиле, я бы сказала, что Беркли всегда был известен как джазовая школа, и именно на этом музыкальном стиле всегда была сосредоточена программа вокального факультета. Конечно, всегда были и другие, но чёткой структурированной программы для изучения конкретных стилей музыки не было. Меня наняли преподавать вокальную технику, потому что колледж разрабатывал программу обучения вокалу. В то время у них не было большого количества преподавателей, которые могли бы сосредоточиться на применении вокальной педагогики к современным музыкальным стилям. В 80-х годах методология преподавания современного вокала находилась в зачаточном состоянии.
Потребность в обучении и получении информации о том, как научно обоснованная вокальная педагогика может быть применена к современному исполнению, была очень острой и в Беркли, и во всём вокальном сообществе. Вот в этот момент я начала свою карьеру, и необходимость проделать эту работу привела меня к более глубокому изучению темы и, в конечном счёте, к написанию нескольких книг, опубликованных издательством Berklee Press и Hal Leonard. Очень приятно наблюдать за развитием на вокальном факультете в Беркли и в мире преподавания вокала.
Я редактировал потрясающий курс Клэр Маклеод «Основы преподавания современного вокала», и там была весьма интересная часть о том, как в 1983 году половина членов правления Ассоциации преподавателей вокала Нью-Йорка подали в отставку из-за «признания неклассических стилей», назвав их «просто шумом»
Совершенно верно. Всё упиралось в классическую музыку. Если вы хотели петь с «правильной» техникой, это должна была быть техника классического вокала. В то время мало кто понимал, как правильно исполнять современную музыку.
Как вы думаете, есть ли ещё несогласные, или люди, в целом, признают, что современная музыка – это заслуживающая уважения форма музыкального самовыражения?
Традиционные вокальные организации – организации, которые вовлекают и поддерживают преподавателей вокала – исторически не спешили принимать и приветствовать обучение другим музыкальным стилям. Сейчас я вижу гораздо большее признание, особенно это касается вокальной педагогики, поскольку она связана с современным музыкальным театром. Я также вижу гораздо более широкое признание современных музыкальных стилей и использования различных вариантов звуков, не являющихся классическими. Ситуация меняется медленно, но я думаю, что дальновидные преподаватели вокала в некоторых из этих традиционных организаций принимают новшества и помогают каждому развиваться. Стало приемлемо и необходимо понимать, как научно обоснованная педагогика должна быть интегрирована в современные вокальные стили.
Мы говорили о движении вперёд и изменениях на культурном уровне со временем, но как насчет индивидуального уровня? Возможно ли сохранить свой диапазон на протяжении всей жизни?
С возрастом требуется большая самоотдача, чтобы поддерживать профессиональный уровень вокалиста. Тело меняется. Мы развиваемся. Мы не статичны. Многие физические аспекты с возрастом могут повлиять на голос… Я думаю, что важно принимать изменения, но также важно уделять внимание тому, чтобы ваша опора работала, чтобы вы делали всё, что в ваших силах, чтобы поддерживать инструмент в исправном состоянии. Это включает в себя и заботу о психическом здоровье.
Я действительно считаю, что некоторые изменения неизбежны, но многие люди, становясь старше, могут сохранять действительно впечатляющие диапазоны и отличное качество звучания. Можно многое говорить о работе, которую вы должны выполнять постоянно. Мы должны постоянно совершенствоваться и уделять этому особое внимание. Есть изменения, которые мы можем принять, а есть изменения, которые требуют от нас самоотверженной борьбы. Искусство предполагает изменения, рост и глубокую связь с разумом, телом и духом. Искусство вокала – это не то, чему можно один раз научиться и больше не прилагать больше никаких усилий.
Также много можно говорить о жизненном опыте и мудрости, которые мы привносим в работу как зрелые артисты. Я бы сказала, что это так же важно, а, может, и более важно, чем технические возможности.
Расскажите, как появилась специализация «Вокальное исполнение», и что стало основой курсов, входящих в эту специализацию
Когда зарождалось онлайн-обучение, я не была до конца уверена, что можно обучать вокалу онлайн. Мне действительно нужно было подумать о том, как это может работать, поскольку обучение вокалу требует личного взаимодействия – видеть, слышать и общаться со студентом-вокалистом. Конечно, сейчас, особенно после пандемии, мы приняли онлайн-обучение – теперь это то, к чему мы привыкли, то, что у нас прекрасно получается. И когда мы говорили об онлайн-бакалавриате по вокалу, я знала, что в нужный момент, как только мы преодолеем сомнения в эффективности онлайн-обучения вокалу, онлайн-бакалавриат по вокалу заработает. Я рада сообщить, что это стало возможным благодаря сотрудничеству и работе наших талантливых и удивительных преподавателей. Я очень горжусь проделанной нами работой и тем, что эта степень предлагает вокалистам по всему миру.
По материалам: «Plotting the Future of Contemporary Voice»; Pat Healy
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK