73,1K подписчиков

Как научиться порядку в доме?

12K прочитали
Пятничные вопросы :
Пятничные вопросы :

Дорогая Малка! Здравствуйте и спасибо Вам за Вашу мудрость, чуткость, талант, тексты и чувство юмора! С большим удовольствием уже несколько лет читаю Ваши пятничные ответы и нахожу в них ценность для себя.
Мой вопрос вполне бытовой: как научиться соблюдать и поддерживать порядок в своем жилище?
Совершенно не могу найти силы и мотивацию для уборки, постоянного поддержания чистоты и чтобы мне самой это нравилось. От площади пространства это не зависит: и квартиру в 30-80 метров, и дачу в 200-250 м2, и гостиничный номер в условные 20-30 м2 я одинаково быстро и легко могу, извините за сленг, "захламить".
А вот, чтобы навести порядок — это проблема. Нужен или супермотиватор, типа: через час гости придут, или отъезд из отеля/квартиры/дачи. Тогда я достаточно быстро и эффективно все убираю (конечно, без пылесоса и мытья полов).
То есть в целом я и стираю, и готовлю, и посудомойку регулярно загружаю, ни плесень, ни тараканы у меня не живут. Но сам бардак меня напрягает только если "а вдруг кто-то придет" или когда я вижу красивые картинки интерьеров (даже Ваши) и вздыхаю: ах, у меня совсем не так.
И готовить я люблю больше, чем убираться. А убираться совсем не люблю, если быть точной.


Ваш вопрос, в сущности, ничем не отличается от вопроса "Как полюбить свою работу?"

Вот сравните сами. "Я работаю нормально, зарабатываю средне, но хочется зарабатывать много, а от работы кайфовать. Не, когда надо, я могу быть очень эффективной. А в постоянном режиме почему-то не могу, нет мотивации. Вообще-то мне и так норм, но другие же могут, почему я не могу?"

Вы, наверное, не раз видели, что я отвечаю на такие вопросы. И уже догадываетесь, с чего я начну.

Да, вы правильно догадываетесь. Я начну с того же, с чего начинаю всегда. Если вам не нравится процесс - это не то, что нуждается в коррекции. Процесс нравиться не может. Чему там нравиться-то? Что там можно любить? Ни работу, ни уборку не надо любить, их надо просто делать.

Сам процесс может нравиться только в сравнении с другим процессом. Если вы 10 лет валили лес, то конторская работа вам кажется раем, вы идете на нее как на праздник и наслаждаетесь каждой минутой в тепле и в тишине. Если вы отсидели 3 года в декрете посреди визга и бардака, то полный день в чистом офисе среди взрослых людей вам тоже за счастье. Это не значит, что вам нравится ваше занятие. Это значит только, что другие занятия еще хуже.

Знаете, вот у меня есть уборщица. Она приходит раз в неделю с утра и примерно 4 часа наводит чистоту. А я в это время сижу за компом и пишу какую-нибудь хню(зачеркнуто) статью (заказ срочный, тема рвотная, заказчик невменяемый, дедлайн был вчера). Зарабатываю я в пересчете на час времени хоть и побольше, чем моя уборщица, но не на порядок, в целом сопоставимо. И вот представьте себе эту картину. Эльвира моя драит подоконник, косится на меня и думает - вот это работа мечты, сидит красивая с кофе, по клавишам стучит, я бы тоже так посидела, чем с тряпкой ползать. А я сижу держусь за голову (мыслей ни одной, время идет), кошусь на нее и думаю - господи, какое счастье было бы сейчас мыть подоконник. И плиту! И унитаз! Я бы все это мыла буквально с песней, вот прямо летала бы с тряпкой, чем сидеть писать треклятые тексты.

То есть вы поняли, да? Процесс нравится, только если он отличается от других процессов в лучшую сторону. И то только первое время. На постоянной основе мыть подоконники я задолбалась бы через две недели. А если бы Эльвира села зарабатывать текстами, она бы уже к вечеру все прокляла.

Дело, конечно, не в процессе. Дело в результате. В первую очередь дело, конечно, в заработке, но не только. Через 4 часа Эльвира надевает плащ в прихожей и радуется - вокруг все блестит и сверкает, приятно поглядеть. В этот же момент я отползаю от компа и радуюсь - а ничего статья-то получилась, огонь статья-то.

Уборка - одно из немногих занятий, когда результат не где-то на горизонте и до него надо ползти, сцепив зубы, как Маресьев по тайге. Уборка вся состоит из результатов. Это непрерывная цепочка маленьких побед и маленьких радостей. Навел порядок на полочке в ванной, помыл каждый предмет, лишние убрал в ящик, остальное красиво расставил - да, это всего лишь полочка, вокруг еще конь не валялся - но эта полочка уже выглядит как праздник. Теперь помыли раковину - опа, опять праздник. Когда наводишь порядок и красоту в своем жилище - ты не по тайге ползешь, ты идешь по райскому саду и с каждой ветки срываешь сладкий плод. Сладкий плод своего труда.

Тут еще важно, что для вас означает ваше жилище. Насколько для вас ваш дом - это вы. Для меня, например, мой дом настолько часть меня, что мне просто физически больно видеть полотенце на стуле. Для меня это все равно что мне это полотенце на голову набросили. Поэтому сама я даже под наркозом не кину полотенце на стул - никто не швыряет вещи себе на голову по доброй воле. А когда у меня заканчивается рабочая неделя, я убираю с рабочего стола все треклятые книжки и бумажки, все, что связано с работой. Чтобы духу ее не было, чтоб ничто не напоминало даже. Это у меня называется - снять швы. Вот была операция, было больно, трудно, неудобно, везде чесалось, саднило и мешало - и вот наконец снимаем швы, все позади. Началась снова нормальная жизнь, мое тело снова мое.

Место, где мы живем, должно радовать глаз. То есть в идеале глаз должно радовать вообще все, с чем мы сталкиваемся в жизни, но будем реалистами - большая часть мира не радует ни глаз, ни другие органы чувств, и мы ничего не можем с этим сделать. Дом - это та единственная часть мира, которая нам подчиняется. Пусть хотя бы там нас ничего не оскорбляет.

Чтобы приучить себя к порядку, есть разные простые техники.

Например, игра в ресторан. Сходите в ресторан, где вам нравится бывать, и посмотрите внимательно, как там устроен интерьер. Фоточек наделайте. Над этим интерьером работали специально обученные люди, у них была задача сделать это пространство приятным и заманчивым. А теперь начинайте воспроизводить это у себя дома. Вот стоит табуретка, а на ней валяется собачий поводок. Такое возможно в моем ресторане? Не очень. А как было бы в ресторане? Ну и т.д.

Еще очень хороша игра в шпионов. Играется после генеральной уборки (можно наемными силами). Вот идеально убранное помещение. Я в нем нахожусь, но об этом никто не должен знать. Не оставлять следов! Никто не должен заметить, что я здесь побывал! Кстати, эта игра отлично работает с детьми младшего школьного возраста. Но она и для взрослых годится, так можно мужа дрессировать, например.

Наемная помощь дело хорошее, особенно для каких-то больших объемов типа помыть все окна, все полы и все кафельные поверхности. Но раскладывать ваши вещи ни одна уборщица не станет. Или разложит так, что живые позавидуют мертвым. Класть вещи на место, а не куда попало - это навык, это привычка, которая вырабатывается так же быстро, как любая другая привычка. 

Сперва этой привычкой занимаешься, ставишь ее на крыло, а потом уже она сама занимается тобой.