В парке дворца Харакс множество кошек. Их не прогоняют, а наоборот – подкармливают, фотографируют и рассказывают им какие они классные. Это местные жители царского парка. Тишина и покой здесь располагают к тому, что хочется жить, мечтать и дышать полной грудью. А когда-то здесь была только каменистая местность без воды и с можжевеловым редколесьем.
В 1869 году младший сын императора Николая I князь Михаил Романов, приобрёл 70 десятин земли в Крыму возле мыса Ай-Тодор. Сейчас это примерно 76 гектаров. Потом земля перешла к его сыновьям - Александру и Георгию. Младшему - Георгию, досталась меньшая часть, около 8 гектаров.
Князь Георгий Михайлович Романов человеком был любознательным, и умеющим погружаться в интересующую его тему с головой. Был знатоком моды, ценителем культуры и истории, возглавлял Русский Музей двадцать лет, причем бесплатно. Оттого он чётко представлял, как должен выглядеть дворец его мечты.
Воды, правда, на этом скалистом участке не оказалось, поэтому пришлось прикупить у местных татар еще земли с водным источником Хачамалар.
Для строительства был нанят архитектор Краснов Николай Петрович, уже хорошо известный в этих местах в первую очередь своим дебютным (для особо важных персон) реализованным проектом дворца Дюльбер в Мисхоре, воздвигнутого для князя Петра Николаевича Романова. И еще более десятка других великолепных зданий Южного берега Крыма.
Строительство шло. Дотошный Краснов подробно разъяснял заказчику все, вплоть до того, где какие кусты и деревья сажать, чтобы получилось то, что виделось в мечтах князя.
Дворец получился необычным, он был без внешних архитектурных изысков и отсылал к шотландским мотивам, а парковая часть с ее лестницами и фонтанами — к Римской империи. Георгий Михайлович назвал свое владение в честь римской крепости «Харакс». Той самой, на территории которой оно и расположилось.
Его кладка исполнена в виде мозаики из блоков, которую сейчас назвали бы полигональной, высокие двускатные крыши были покрыты черепицей. Терракотовый цвет ненавязчиво контрастировал с серыми стенами. Этот силуэт кровли очень соответствовал шотландскому стилю, а аккуратные дымоходы, хоть и имели декоративную функцию, этот стиль эффектно дополняли. Кровлю после войны заменили, но она сейчас все равно вполне вписывается в шотландский модерн. Краснов, создавая облик особняка, использовал принцип контраста: совмещал грубость и утончённость форм и фактуры, яркость и блёклость тонов и силуэта.
Окна во дворце разных форм и преимущественно трехстворчатые. Такая старая царская фишка.
Здание отовсюду выглядит по разному, оно абсолютно асимметрично, так что оценить его красоту в полной мере можно только осмотрев с разных сторон.
А сейчас оно еще и увито глицинией. Кстати, впервые вижу белую глицинию.
Хотя здесь есть и обычная.
Зато каштан красный
Сам архитектор так описывает своё творение: «…исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей, высеченных из того же камня, и покрыт английской черепицей».
Двор перед особняком украшает кипарисовая аллея. А от северного фасада к морю спускается широкая каменная лестница. Всю парковую часть усадьбы проектировал и создавал тоже Краснов. С запада растет мушмула и инжир. Когда зимой увядает яркая растительность, оранжево-жёлтые плоды и кожистые тёмно-зелёные листья мушмулы дают возможность взору не увязнуть в одних только скучных бурых тонах.
Интересное сооружение – копия римской беседки с видом на море. Колонны привезли из императорского дворца, что сгорел в пожаре 1837 года.
Парк на удивление хорошо ухожен, равно, как и пляжная его часть. Санаторий, в котором он расположен, принадлежит Федеральной налоговой службе России – организации небедной. И в данном случае такому вложению денег стоит только аплодировать.
После революции в 1919 году князь Георгий Михайлович был расстрелян. А дворец остался. Его национализировали, в 1922 году здесь открылся санаторий, название так и оставалось «Харакс». В целом за дворцом следили и поддерживали его в надлежащем состоянии. Сейчас санаторий называется «Днепр». Вход сюда свободный, нужен только паспорт – дань нынешним неспокойным временам.
Но, не все на этой земле было построено Красновым. Остались примечательные свидетели древних времен - римских строений. Они входили в ансамбль крепости, у которой потом позаимствовал название дворец.
Хотя, по большей части их уничтожило время. Однако кое-что сохранилось. В парке можно видеть фрагменты оборонительной стены, сложенной циклопической кладкой на сухую из больших каменных блоков. Археологи начали проводить здесь свои изыскания еще в 1896 году. Тогда-то и были под слоем земли найдены руины крепости Харакс (в переводе с греческого слово означает «столб», «кол», «очерченное место»). А первые раскопки были проведены в 1849 году Кеппеном при поддержке графа Шувалова. Однако археологическое исследование было выполнено весьма непрофессионально и немногочисленные результаты так и не были опубликованы. По настоящему детальные археологические исследования здесь происходили уже в советское время в 1931, 1932 и 1935 годах. Их результаты очень подробно описал Владимир Дмитриевич Блаватский — археолог, доктор исторических наук в статье «Раскопки Харакса в 1931, 1932 и 1935 гг.»
Частично сохранился бассейн для запасов воды под названием Нимфея. Вот, когда сталкиваешься с историей римских завоеваний, понимаешь, что большую часть своего времени, римские солдаты занимались строительством. И не только римские – русская армия в 19 веке на Кавказе и в Крыму построила все дороги. Ну ничего в мире не меняется.
Еще очень интересное место – некрополь Харакса. Сейчас здесь лежат надгробия с отливками в виде кувшинов. Это уже более поздние изделия, сами погребальные кувшины, в которых хоронили в те времена прах умерших, вывезли в музеи и хранилища археологи.
А выше, над усадьбой была построена церковь святой равноапостольной Нине и Преображения Господня.
Церковь - часть дворцового ансамбля и задумывалась, как семейная. Когда дворец достраивался, у князя случилась беда — тяжело заболела его четырехлетняя дочка. Дифтерит в те времена частенько заканчивался летально. Но статус родителей ее спас - девочке сделали операцию немецкие врачи из города Хомбурга и она исцелилась. Князь Георгий Михайлович увидел в этом настоящее чудо и в память этого решил воздвигнуть церковь.
Проект церкви Георгий Михайлович также заказал Н.П. Краснову. Храм был спроектирован в стиле грузинских и армянских церквей на Кавказе – Ахпата и Гелатского собора. Там, кстати, очень почитают Святую Нино. Закончен он был в 1912 году, сложен из местного известняка, отделанного в виде штучных камней, с резьбой орнаментальных частей из того же камня. А кровля была исполнена из каменных плит, уложенных по железобетонным сводам. Мозаичный образ Спаса Нерукотворного изготовила итальянская мастерская Антонио Сальвиати по эскизу художника А. Славцова. Образ скопировали с иконы в домике Петра І в Петербурге, она была очень почитаема в доме Романовых.
Надо сказать, что хорошо известный позже советский архитектор Алексей Викторович Щусев (кто не в курсе, Казанский вокзал, станция метро Комсомольская в Москве, мавзолей Ленина – его проекты) имел все шансы тоже приложить руку к этому творению. В 1910 году, совсем еще молодым, он создал для этого храма эскизы росписей в духе византийской традиции. Исследователь храмового зодчества Д. В. Кейпен-Вардиц об этом писал: «графическая манера исполнения – плотная гуашь с преобладанием золотого фона – очень красива, производя впечатление мозаики или перегородчатой эмали»... при этом зодчий «смотрит на средневековую живопись чуть отстраненно, как на архитектурный экспонат, а не на художественное выражение современного религиозного чувства». Но что-то пошло не так и это не сложилось. А эскизы остались. Это вот они:
Непривычная, но изящная и гармоничная церковь стала украшением Южного Берега. А в 1922 году она стала складом. Миру храм открыли в 1991 году. Вот только состояние у нее сейчас не очень. Много лет длится реставрация, стены снаружи до уровня кровли привели в порядок, да так и забросили. Судя по состоянию лесов – давно забросили. Стекла выбиты, внутри виден хлам. А жаль.
В 2011 году рядом с церковью святой Нины воздвигли церковь в честь иконы Божией Матери «Нерушимая стена». Это небольшой храм цвета неба с интересными цветными витражами. Вот он сейчас работает.
Ну а нам всем приятных прогулок. Все фото мои. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.