Часть 5. Дети войны. Брат Владимир
Продолжение:
Продолжаю свои воспоминания о брате. Конечно, я не могу писать подробности его военной службы. Просто потому, что практически ничего не знаю и совсем в этом не разбираюсь. Владимир служил в Ружанах в 403 ракетном полку. Есть хороший сайт в интернете "Ружаны стратегические", ссылку не даю, легко найти по названию. Там история полка, есть данные о ракетах, которые стояли на вооружении в разное время. Так что кому будет интересно, можно посмотреть.
Когда брата уже не стало, в Одноклассниках меня нашёл его сослуживец. Он вкратце и объяснил, что входило в обязанности брата на службе.
Володя был начальником стартового отделения ракетного комплекса средней дальности Р-12 . В его обязанности входило : доставка ракеты на стартовую позицию, стыковка тележки с ракетой с пусковым столом, подъем ракеты на пусковой стол и закрепление ее, установка газо-струйных рулей и самая ответственная операция - прицеливание на цель.
Тогда он написал очень тёплые слова о нашем брате. За что я ему очень благодарна. Терять близких всегда тяжело. Такая поддержка очень нужна и важна.
Насколько серьёзная, ответственная и возможно опасная служба была у брата лучше всего тогда мог понимать только папа. Он прошёл войну.
Карибский кризис случился в самом начале службы брата, в октябре 1962 года. Я, подросток, никак не могла тогда понимать, что военная служба брата имеет к этому отношение. Что происходит что-то тревожное, было понятно, по радио часто передавали сообщения ТАСС. Как я теперь понимаю, наше правительство не сразу признало, что на Кубе устанавливаются наши ракеты. В памяти как-то отложилась фраза, сказанная по радио, что комбайны на наших кораблях принимают за ракеты.
Папа, конечно, понимал больше. Помню, он постоянно слушал радио, читал газеты. Других средств информации не было.
Мама тоже волновалась за сына, как и за всех своих детей. Он был далеко, один. Наверное,она тоже не сразу поняла, что он был не просто далеко, а был на военной службе. Оставалось только ждать писем, хорошо, когда с фотографией.
Острее всё это мы все почувствовали год или два спустя. Тогда тоже осенью он был в отпуске. Я помню, как провожала его до станции с велосипедом. Почему-то у него получился тяжёлый чемодан, а пешком надо было идти шесть километров. Уехал он осенью, а первое письмо мы получили только весной. Написал, что всё в порядке, писать не мог, был в командировке.
Можно представить, что пережили родители за это время. Потом он маме сказал, что нужно просто к этому привыкнуть. Такая у него служба.
Смотрю на его фотографии того времени. Сейчас мои внуки ровесники его тогдашнего. Мне невозможно представить их рядом с таким мощным оружием. По телевизору часто видела на парадах наши ракеты. По моим сегодняшним меркам тогда он был совсем мальчишкой. Армия быстро заставляет взрослеть.
Как-то во время не очень частых наших встреч, он рассказал, что в начале службы ему было не всегда легко со своими солдатами. Полк был вновь образован, солдаты были собраны из других частей, отдавали иногда не самых лучших. Старослужащие были фактически его ровесниками. Так что добиваться дисциплины было не всегда легко. Молодым офицерам приходилось отлавливать иногда "самовольщиков". Были случаи, таскал зимой на себе загулявших: находили где-то самогон. Не нужно сейчас делать вывод, что совсем не было никакой дисциплины. Эти случаи были исключением. Сейчас я рассказываю только то, что слышала от брата.
Характер у него был жёсткий, вырос в большой семье в деревне, не был ни избалован, ни изнежен. При необходимости мог поговорить с особо "отличившимся" на его же языке. Занудой он точно не был. Я бы сказала, что у него было обострённое чувство справедливости и чувством юмора природа тоже не обделила.
Шло время, он взрослел, а новобранцы приходили такие же молодые. Он как-то даже пошутил, что с каждым годом солдаты приходят всё моложе и моложе.
В Советском Союзе посылали служить в армии, как правило, далеко от дома. В отделении брата были солдаты из южных республик. Он рассказал немного забавный случай. Заболел один из сыновей, нужно было поднять гемоглобин. Посоветовали грецкие орехи, как очень хорошее средство. Обратился к одному из своих солдат, попросил, чтобы из Узбекистана прислали хорошие орехи. Прислали, брат в свою очередь отправил посылку из Белоруссии. Через некоторое время опять пришла посылка из Узбекистана, он отправил посылку из Белоруссии. Потом попросил папу-узбека посылок больше не слать, а то такой обмен будет бесконечным. Кстати, он сказал, что орехи тогда помогли.
Насколько я помню свой отпуск брат чаще всего проводил в Караше. Собственно, я знаю только один случай, когда он ездил в санаторий, значит необходимость была.
Когда был ещё совсем молодым, ходил в наш клуб, общался с девушками. В Караше тогда работали девушки-медсестрички. С ними и общался. Одну из них считал своей невестой. Не случилось тогда. Вышла замуж за другого. Приехал как-то в отпуск, радостно показывал красивые туфельки, в подарок привёз. В деревне все на виду, говорили ему, что встречается девушка с другим, а письма пишет ему. Никого не хотел слушать. А она почему-то захотела познакомить его со своими родителями. Съездили вместе в Рыбинск. А после поездки она вскоре замуж вышла. Молодые, как тут поймёшь. Переживал брат очень сильно. Мама тоже за него очень тогда переживала. Девушку, конечно, осуждала за её не серьёзность.
Маму понять можно, сын всё-таки.
Жену он себе там же в Караше выбрал, тоже из медиков. Родился сын, потом ещё один.
Когда должен был родится первенец, брат находился в какой-то важной командировке. Жену отправил в Караш. Почему-то тогда с ним невозможно было связаться. Телеграмму о рождении сына отправляли на командира части, а оттуда уже сообщили ему. Такая была служба.
Есть ещё хорошие фотографии его отпуска в Караше. Это весна 1972 года. Вскоре после похорон папы. Он тогда приехал с семьёй копать маме огород. Потом он несколько лет ездил в отпуск в Караш только в мае, чтобы помогать маме.
Так проводил свой отпуск капитан советской армии несколько лет. Потом подросли дети, пошли в школу, он стал ездить с ними в отпуск во время школьных каникул.
И ещё одна фотография в этот же день и тоже на огороде.
На следующий год он приехал в отпуск тоже в апреле. Я тогда жила в Караше у мамы с маленькой дочкой. Муж мой служил в армии, год после института.
Помню в Караш привезли фильм "Офицеры". Володя сказал, что мне обязательно нужно его посмотреть. Сказал маме, что будет вместе с ней нянчиться с девочкой, пока я смотрю кино. Когда я вернулась, они втроём сидели на кровати и о чем-то беседовали. Потом я несколько раз пересматривала этот фильм и каждый раз вспоминала брата.
Тогда же я увидела нашего сурового капитана совсем с другой стороны. Девочке пришли делать прививку. Когда медсестра приготовила шприц, брат пулей выскочил из дома. Не захотел слышать, как плачет маленький ребенок.
Все трое моих братьев увлекались фотографией, в отпуск непременно приезжали с фотоаппаратом. В тот год Володя тоже много фотографировал. Попросил меня сфотографировать его вместе с мамой. Сказал, что с мамой он всегда хорошо получается.