Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Заминистра держали в СИЗО, но затем отпустили

Сначала комментарий от депутата Госдумы Михаила Делягина:

"А всем, кто сейчас пляшет на замминистре Тимуре Иванове, я напомню не менее яркого замминистра с не менее убедительной, хотя и в чуть других кругах, репутацией — Сергея Сторчака. Его тоже арестовали и тщательно расследовали, а потом отпустили с извинениями.
Так что пока борьба ведётся с коррупционерами как физлицами, а не с коррупцией как явлением (при помощи изменения правил) — не расслабляйтесь. А то упустите момент, когда очередной подследственный начнет сажать уже вас — по статьям о клевете и дискредитации ВС РФ".

Так что там было со Сторчаком, которого упоминает Делягин? Мы писали когда-то об этом, но не лишним будет напомнить.

15 ноября 2007 года заместитель министра финансов РФ Сергей Анатольевич Сторчак был задержан сотрудниками ФСБ и Следственного комитета при прокуратуре России (тогда еще СК не был самостоятельным ведомством). Обоснование подозрение в покушении на мошенничество (очень шаткая и мутная опция для 2007 года).

В квартире Сергея Анатольевича следователи и оперативники провели обыск, нашли и изъяли миллион долларов. Жена утверждала, что эти деньги они накопили для приобретения загородного дома (еще в бытность Сторчака замглавой Внешэкономбанка). Тем не менее, доллары были изъяты и приобщены к делу, а сам Сторчак отправился в СИЗО "Лефортово".

Молодой на тот момент и энергичный глава СК Бастрыкин заявил тогда, что "страну разворовывают лучшие умы".

-2

Сторчака подозревали в создании организованной группы с целью хищения денежных средств из федерального бюджета. В 2007 году Российская Федерация, в качестве жеста доброй воли, решила списать "урегулировать" долги с республикой Алжир (хитрые алжирцы всё равно долги не возвращали).

Но при этом пострадали коммерческие интересы лиц, которые в эту республику вложились, под гарантии Минфина РФ. Поэтому они обратились в Минфин за компенсацией ущерба (сумма долга + проценты).

-3

Следователи считали, что Сергей Сторчак вошел в сговор с финансистами из фирмы "Содэксим" и Межрегионального инвестиционного банка, с тем, чтобы возместить им причиненный ущерб из государственной казны в размере 43,4 млн. долларов.

Ирония судьбы заключалась в том, что Сторчак работал над этим заданием по указанию министра финансов РФ Кудрина, а Кудрин поручил ему урегулировать вопрос по распоряжению Председателя Правительства РФ . Но Алексея Леонидовича не тронули (у него были серьезные связи, добрые отношения с Путиным и Медведевым и репутация лучшего финансиста РФ), а Сергей Анатольевич отправился в тюрьму.

-4

Пока шло следствие, Сторчак не унывал. Он каждое утро делал зарядку в камере, читал финансовую периодику и художественную литературу, посещал православные службы. Летом 2008 его перевели в следственный изолятор "Матросская тишина", и Сергей Анатольевич был доволен, камера чище, светлее, появились стол и скамья, работать стало удобнее.

От должности своей он так отстранен и не был, числился в отпуске.

-5

Тем временем Кудрин пытался добиться освобождения Сторчака. Финансисты того времени считали, что "дело Сторчака" результат аппаратных игр и попыток передела сферы влияния между влиятельными группами. Жена Сторчака утверждала, что "силовики" хотели подмять под себя министерство финансов. Но позиция Кудрина в министерстве была твердой и он предпринимал всё возможное, дабы освободить своего товарища, а вода каплей камень точит.

21 октября 2008 года, пробыв под стражей 11 месяцев, Сторчак был внезапно освобождён под подписку о невыезде. Из СИЗО Сторчак выходил под рукоплескания и овации встречающих. Сам он не мог объяснить свое освобождение, оно стало для него неожиданностью. На встрече с журналистами Сергей Анатольевич заявил, что не знает, почему именно сейчас ему изменили меру пресечения, но поблагодарил следствие за такое неожиданное, по его словам, решение.

-6

Он сказал, что испытывает большую благодарность к своей жене, детям, коллективу министерства финансов во главе с Алексеем Кудриным. "Их поддержка позволяла мне работать здесь", отметил Сторчак.

Следственный комитет при Прокуратуре РФ, в свою очередь, заявил, что решение об изменении меры пресечения Сторчаку и другим фигурантам дела принято "в связи с тем, что расследование дела завершено и обвиняемые, находясь на свободе, уже никак не могут повлиять на результаты следствия".

31 января 2011 года уголовное преследование Сторчака и вовсе было прекращено "за отсутствием события преступления".

-7

По большому счету, Сторчак почти год отсидел за то, что, с указания начальства, пытался добиться справедливости в "алжирском вопросе". Следствию так и не удалось выяснить, имел ли Сергей Анатольевич при этом корыстный интерес. Изъятые из квартиры Сторчаков деньги следователи вернули, так как не смогли подтвердить их коррупционную принадлежность. Компенсации за необоснованное содержание под стражей и нанесённый ему моральный ущерб Сторчак от государства не требовал.

В мае 2011 года Сергей Анатольевич вышел из затянувшего отпуска, продолжал работать заместителем министра финансов. И ушел в отставку лишь в мае 2020 года, по собственному желанию, заняв пост советника Минфина, а в марте 2021 года стал старшим банкиром ВнешЭкономБанка, где трудится и по сей день.

-8

Дело Сторчака и дело Иванова это абсолютно разные дела, заведенные в разные времена и в разных технологических ситуациях и даже с разным смысловым наполнением. Приравнивать их друг к другу даже бессмысленно. Сейчас богатым быть во власти уже не то что не модно, а даже, пожалуй, и опасно. Как ни распихивай свои богатства на подставных лиц, в век усовершенствованных информационных технологий каждое движение видно. Если активы не бьются с зарплатой возникают определенные вопросы.

Такой человек сразу попадает в сферу пристального внимания правоохранительных органов, а его активы становятся государственной добычей. Ибо чиновник должен жить по средствам, если он живет как богатейший магнат, в условиях трудностей страны за ним придут. А вот если после этого такого чиновника отпустят и извинятся, как предрекает Михаил Делягин, тогда в государстве дела плохи и хвост виляет собакой, а коррупция бессмертна и шансов победить её нет.