Найти тему
Посмотрим, почитаем?

Фильм "Блиндаж" (2024) - когда важно сделать правильный выбор

Оглавление
Постер к фильму "Блиндаж" (2024)
Постер к фильму "Блиндаж" (2024)

В преддверии великого праздника - Дня Победы - практически всегда выходят военные фильмы. И 2024 не стал исключением - 25 апреля в прокат вышел фильм "Блиндаж". Фильмы о войне - тонкий лед для того, кто берется за такую сложную тему. Кто бы спорил, что такие фильмы нужны, но как их снять так, чтобы и заинтересовать зрителя, в том числе и молодого, и не создать очередную клюкву. На суд зрителя представлена новая история о войне - фильм "Блиндаж". Что получилось у режиссера ленты Марка Горобца, а что нет - давайте обсуждать.

Если еще не смотрели фильм, обратите внимание на возможные спойлеры, но я постараюсь без ключевых подробностей)

Сюжет

Кадр из фильма "Блиндаж" (2024)
Кадр из фильма "Блиндаж" (2024)

Горобец решил использовать для завязки истории довольно распространенный и, видимо, работающий прием - молодые люди из настоящего по стечению обстоятельств оказываются в прошлом. Первая необычность истории в том, что два друга - это русский и немец. Сергей, его играет Александр Метелкин, работает на скорой помощи. Вполне себе необходимая и человеколюбивая профессия. Его лучший друг - Пауль, роль досталась Даниэлю Литтау - в свое время занимался перегоном автомобилей из Германии в Россию. Так пути героев и пересеклись и переросли в крепкую дружбу.

Кадр из фильма "Блиндаж" (2024)
Кадр из фильма "Блиндаж" (2024)

Ключевая деталь - Пауль так называемый "черный копатель". А основном его интересуют предметы, которые имеют отношение к ВОВ - награды, оружие, жетоны и др. В основном немецкие. Таких копателей еще называют трофейщики. Естественно, все это не из-за любви к истории, а наживы ради - продажа таких предметов на аукционах и напрямую коллекционерам приносит довольно много денег. Кстати, и этот прием, когда люди из настоящего относятся к найденным предметам времен ВОВ как к обычным железкам, которые можно просто выгодно продать, а не как к памяти - распространен в фильмах.

Часто Сергей и Пауль выходят на коп вместе. Предусмотрительно, оба одеты в форму советских военных. Рассуждают таким образом - лучше представляться реконструкторами, чем быть заподозренными и обвиненными в незаконном копе. В этот раз в лесу они находят... конечно, блиндаж. Это и есть портал, который переносит героев в прошлое - 1941 год. Времени нет, понимание того, что случилось приходит быстро. И вот уже в руках у них оружие и началась очередная атака врага. Бои за Саур-Могилу. Чем должно закончится сражение любители истории, конечно, знают. Напомню, это еще не конец августа 1943, а осень 1941 года.

Кадр из фильма "Блиндаж" (2024)  - Сергей
Кадр из фильма "Блиндаж" (2024) - Сергей

И вот здесь самая главная интрига - кто за кого в этой войне. Кто друг и кто враг? Куда бежать и за кого сражаться? Как обычно это и бывает в фильмах такого плана, Пауль и Сергей неплохо знают историю. У немца, который, кстати, оказался довольно слабеньким психологически для черного копателя, случается форменная истерика. Приходит осознание того, что все, кто его окружает - их уже давно нет в живых. Для него - посланца из будущего, они просто призраки. Но сдаваться без боя они не собираются. Но Пауль точно знает какую сторону ждет победа в этом сражении, а значит нужно бежать туда, а не оставаться в советских окопах.

Кадр из фильма "Блиндаж" (2024) - Пауль
Кадр из фильма "Блиндаж" (2024) - Пауль

Ну и как без судьбоносной встречи с собственным предком на войне - зачем-то же Вселенная закинула их сюда. Сергей встречается с дедом. А дальше - танки, пули, свист, грязь... Все довольно реалистично и динамично.

Не буду раскрывать всей "интриги", тем более, что в фильме ее особо и нет.

Повтор?

Все, кто бы со мной на просмотре фильма или сразу начали шептать или выдали после выхода из зала - это что, почти как в "Мы из будущего"? Помните этот фильм, который вышел в 2008 году и вторая часть в 2010 году? Для тех, кто не смотрел - четверо друзей живут себе в настоящем в Санкт-Петербурге, занимаются все тем же черным копательством, мало уважают историю страны, да и вообще кого бы то ни было. Очередные поиски, встреча со старушкой, которая рассказывает о сыне, странная находка документов времен ВОВ с собственными фото, а затем попадание через портал (не блиндаж, но озеро) в 1942 год - не много ли совпадений?

Постер к фильму "Мы из будущего" (2008)
Постер к фильму "Мы из будущего" (2008)

Да, Горобец вводит новую "переменную" в работающий, как ему кажется, сюжет - герои, попавшие в прошлое, принадлежат разным мирам. И это становится очевидно в тот момент, когда они оказываются в прошлом. Я не в восторге от фильма "Мы из будущего", но на фоне "Блиндажа" он выглядит более логичным, имеющим более четкий посыл. Например, документы, найденные друзьями, позволяющие им "легализоваться" в прошлом. Я не знаю насколько должны быть невнимательными офицеры в 41-м, чтобы не заметить, что форма вновь прибывших в "Блиндаже" отличается. И сразу выдать оружие.

В обеих картинах к главным героям приходит прозрение и осознание. Ну в принципе тоже логично, ведь для чего-то поучительного и снимали эти фильмы. В случае с "Мы из будущего" герои отказываются от идеологии нацизма, вернувшись в свое время. И эта трансформация действительно заметна. Возможно, благодаря неплохой работе молодых актеров.

В "Блиндаже", да простит меня режиссер, посыл откровенно вялый - вывод о том, что все, что осталось в земле после ВОВ, нужно оставить историкам и белым копателям, а не лезть со своей жаждой наживы в святое для многих. Не буду говорить что же случилось с Паулем, если захотите посмотреть ильм - все узнаете.

Стоит ли идти в кино

Кадр из фильма "Блиндаж" (2024)
Кадр из фильма "Блиндаж" (2024)

Если спросите меня - нет. Хотите составить свое мнение о фильме, лучше посмотрите дома. Фильм реалистичный, много жестоких сцен. Совсем нет забавных или просто милых моментов, нет какой-то атмосферы, что ли. Вы можете сказать - а какой должна быть атмосфера в самом начале войны, да еще и в жестоких сражениях близ Саур-Могилы. И я соглашусь, но современные режиссеры часто умудряются найти фишки, которые немного разряжают атмосферу жестокости и страха, царящую на экране. Но это не самая большая проблема фильма.

В нем практически нет музыки и это напрягает. Кажется, что происходит какой-то бесконечный бой, на фоне которого герои разговаривают и принимают решения. Стиль съемки таков, что ты словно находишься внутри тематической компьютерной игры. Если я правильно поняла идею режиссера - погрузить зрителя в действие, сделать его присутствие максимально вовлеченным, заставить бояться за себя. Возможно, кому-то очень зайдет такой прием. Кстати, из-за подобных сцен у фильма ограничение 16+.

Петренко в небольшой роли произвел отличное впечатление. Но на войне все "роли" короткие
Петренко в небольшой роли произвел отличное впечатление. Но на войне все "роли" короткие

Один из участников нашей компании возмущался тому факту, что режиссер решил выбрать именно этот временной отрезок, в который попадают герои - 1941 год. Почему было не отправить их уже в 1943, когда советские военные совершают подвиг, который никогда не будет забыт? Мне кажется, что это как раз просто объяснить - Пауль знает, что через пару часов русские солдаты. которых катастрофически мало, должны дать Родине хотя бы еще один день и задержать врага. И они это знают, но готовы (можно быть готовым?!). И у него есть шанс убежать к "своим". Почему они вдруг стали для него своими? Скорее потому, что пока на стороне, где больше шансов выжить...

Темы в фильме подняты серьезные, сам фильм показался тяжелым, но никто и не ждал развлекательного кино на такую тему. Смутило и очень мешало просмотру наличие множества точек соприкосновения в сюжете с тем же фильмом "Мы из будущего".

Уже успели посмотреть фильм "Блиндаж"? Какие впечатления - делитесь. А если не смотрели - планируете? Тогда делитесь ожиданиями)

Спасибо всем, кто уделил драгоценное время прочтению статьи. Буду благодарна вам за лайки, если понравилось, и подписку.