Найти тему

Мечтают ли андроиды об электроовцах?

Что отличает хорошую фантастику от плохой?

Плохая фантастика (тут мне даже сложно привести пример, благо такой я читал не много и она совершенно никак не запомнилась, запоминать то и нечего) - это боевик. Боевик глупый, боевик бессмысленный. Это топорные персонажи, это глупые диалоги, это отсутствие вопросов, отсутствие ниточки, которая пронизывает работу какими-то темами или проблемами из настоящего мира. Плохая фантастика пишется графоманами и пишется как правило как готовый сценарий для фильма (так роман проще продать).

Филип Дик безусловно был графоманом. Но графоманом хорошим, графоманом по призванию. Работы Дика невероятно кинематографичны, экранизировать его очень просто, собственно поэтому режиссеры постоянно этим занимаются. Но Филип Дик - фантаст хороший и таких, относительно общей массы писателей этого жанра не так уж и много. Хороший он в первую очередь потому, что его книги - это губка пропитанная множеством моральных, социальных и нравственных вопросов.

Прочитав “Убик” Филипа Дика, я понял, что попал в нужную точку с выбором автора, что не смогу остановиться, пока не прочитаю все (как минимум переведенные на русский язык) работы этого замечательного писателя фантаста.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Постепенно я пополняю свою полку книгами Дика и вот сейчас выбор пал на, пожалуй самый известный его роман “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”.

Известно произведение в первую очередь благодаря экранизации Ридли Скота, вышедшей в 1982 году (сама книга была написана в 1968) с Харрисоном Фордом в главной роли. Фильм получил название “Бегущий по лезвию”. Позднее сам роман также выходил под таким названием. Филип Киндред Дик ушел из жизни в год выхода картины, но он успел посмотреть часть фильма и лично одобрил экранизацию своей истории, несмотря на то, что сценарий сильно отличался от оригинального романа.

Постер к фильму «Бегущий по лезвию»
Постер к фильму «Бегущий по лезвию»

“Бегущий по лезвию” в прокате провалился, но картина имеет аж семь версий и по опросам шестидесяти ученых, одна из них была признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории. Ни одну из экранизаций до прочтения романа я не смотрел, чему очень сильно рад. Предпочитаю всегда сначала знакомиться с оригиналом, чтобы полностью погрузится в книгу, чтобы воображение нарисовало собственные образы, созданные писателем-художником, чтобы вникнуть в темы, поднятые автором, ведь зачастую, кинематограф вносит слишком большие изменения в первоисточник. Так, что вернусь к книге.

Филип Дик пишет очень просто и читать его невероятно легко. Недавно я виделся со старым другом, большим любителем фантастики, он одолжил мне почитать Пратчетта и мы долго общались на тему литературы и кино в этом жанре. Дойдя до Дика, мой приятель, очень давно прочитавший “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, чуть ли не доказывал мне, что это рассказ, а не роман. Произведение действительно небольшое по объему, но все же это полноценный роман. Роман, события в котором развиваются динамично, чтение захватывает и от книги не просто оторваться.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.
“Чудесная и сложная книга”

Так коротко, но емко “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” резюмировал Брайан Олдисс.

Темы и проблемы, поднятые в произведении.

Безусловно, центральной темой произведения является искусственный интеллект и наше с ним взаимодействие. Может ли машина быть ровней человеку?

По Дику, чувство эмпатии - основное различие между людьми и андроидами. Искусственно созданное подобие человеку не способна к состраданию, как и человек не способен сострадать машинам. Однако в какой-то момент, главный герой все же проникается чувствами к андроидам.

Проблема рабства вытекает из центральной темы романа. В постапокалиптическом мире будущего, люди колонизировали другие планеты, именно для помощи в освоении которых, были созданы андроиды. Автор делает акцент на эволюции машин, перед нами не просто условный робот-пылесос, который само-собой не может обладать умственными способностями и вызывать у человека какие-то эмоции. Мы видим новое, развитое поколение роботов, внешне ничем не отличающихся от человека. Андроиды во многом превзошли людей в интеллекте и смогли проникнуть во многие сферы общественной жизни на земле, но только те андроиды, которые смогли сбежать с колонизированных планет, ведь там они фактически являются рабами.

Изображение создано с помощью fusionbrain.ai
Изображение создано с помощью fusionbrain.ai

Одиночество, меланхолия и депрессия.

Постапокалиптический мир Филипа Дика депрессивный. Мир опустошенный мировой войной, мир, в котором практически вымерли все живые существа, мир в котором радиация вызывает у человека отклонения в развитии. Писатель, параллельно с главной сюжетной линией, повествующей об охотнике на беглых андроидов, вводит персонажа, который по сюжету является аномалом. Аномалы в романе - каста людей, не прошедших тест на интеллект, они являются “отбросами общества”, им запрещено покидать планету. Невероятно ярко и трогательно автор раскрывает тему одиночества через своего персонажа аномала.

Религия.

Религиозный культ в романе также построен вокруг эмпатии. В описании культа много символизма. Религия тут призвана объединять людей на эмоциональном уровне.

Модулятор настроения и эмпатоскоп.

Изображение создано с помощью fusionbrain.ai
Изображение создано с помощью fusionbrain.ai

Как и любой крутой фантаст, Дик показывает в своем романе изобретения будущего.

С помощью эмпатоскопа люди погружаются в своеобразный транс, сливаясь мыслями и эмоциями с другими людьми. Как раз на этом и основана религия “Андроидов”. Это изобретение помогает автору еще больше раскрыть в романе тему эмпатии.

Модулятор настроения Пенфилда. Устройство названо в честь реального нейрохирурга, работающее по принципу радио - переключая волну, пользователь может погрузится в любое настроение от депрессии до позитивного настроения. Может показаться странным, но волна “шестичасовая депрессия с уклоном в самобичевание” является весьма популярным выбором у людей будущего.

Отношение к животным.

Как я упоминал ранее, животные в романе практически полностью вымерли. Отношение людей к животным весьма спорное. С одной стороны мы видим трепетное отношение ко всем уцелевшим представителям фауны от пауков и лягушек до собак и коз. В тоже время, обладание животным - дорогое удовольствие, определяющее социальный статус.

Мнение, сложившееся после прочтения.

Сюжет романа меня не сильно впечатлил. Точнее он никак не удивил, я получил ровно то, что ожидал из аннотации, без каких-то неожиданных поворотов. Впечатлила меня глубина романа, впечатлил эмоциональный окрас, который автор дал произведению, впечатлило количество тем, предложенных для размышления.

Невольно сравниваю “Андроидов” с ранее прочитанным “Убиком”. По прежнему считаю, что второе является самым гениальным произведением научной фантастики, но пожалуй, для незнакомых с творчеством Филипа Киндреда Дика, начать все же рекомендую с “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”.