Кажется я влюбилась в книги Фаусто Джилберти, и теперь не могу пройти мимо и не полистать. И это приводит к новым открытиям.
Фаусто Джилберти — художник и иллюстратор из Брешии, Италия. Он учился в Академии изящных искусств Брера в Милане и принимал участие более чем в ста персональных и групповых выставках как в Италии, так и за рубежом. Он написал эту книгу биографии художника, чтобы сделать современное искусство доступным и приятным для его двоих детей.
Они такие смешные, простые, но кажется, что ты уже просто не забудешь, то что узнал.
Так было с книгой про Марину Абрамович в музее современного искусства Амстердама, и так вышло с книгой про творчество скульптора Луизы Буржуа, которую я листала в музее уличного искусства.
На обложке изображена одна из ее знаменитых скульптур Мaman. Хищное, но одновременно уязвимое животное посвящено матери Луизы Буржуа. Буржуа признавалась, что мать была для неё лучшим другом, мудрой, заботливой, разумной и аккуратной, как паук.
"Подобно паукам, моя мать была очень мудрой. Пауки - наши добрые спутники. Они едят комаров, а комары, как мы знаем, большие вредители и разносчики болезней. Паук - заботливое и отзывчивое существо, совсем как моя мама".
И в этой книге рассказывается об одной из работ Луизы, связанной с ногами.
Однажды ее старшая сестра Генриетта вдохновила Луизу создать скульптуру из двух очень длинных свисающих ног.
Для Буржуа подвешивание скульптур является выражением души; как она заявила:
«Горизонтальность — это желание сдаться, уснуть. Вертикальность – это попытка бегства. Висеть и парить — состояния амбивалентности».
В психологии амбивалентность относится к противоречивым, но сосуществующим чувствам к одному и тому же человеку, месту или событию. Множество двойственностей, присутствующих в творчестве Буржуа (органическое/геометрическое; жесткое/податливое; мужское/женское), создают этому состоянию благодатную почву.
В работе «Генриетта» (1985) единственная протезная нога никогда не достигает твердой земли.
Генриетта, старшая сестра Луизы, страдала от одеревенелой и опухшей ноги. Сестре потребовалось лечение, но на самом деле у нее не было протеза конечности, как показано здесь. Луиза увидела в этом протезе метафору своих душевных травм и переживаний, которые она испытывала к сестре и покалеченным войной людям.
В 1930-е годы Буржуа работала в Лувре. По пути она часто проходила мимо цеха протезирования, а в музее видела множество людей с ампутированными конечностями времен Первой мировой войны, которые работали охранниками.
О рисунке, 1994 год, который расположен ниже, Луиза пишет:
«Это мой самый любимый рисунок из всех. Это призыв о помощи. Он означает: «Держи меня вместе, не бросай меня, скрепи мои кости». Его следует назвать «Дружба, ценность дружбы». Я сделал это для Найджела Финча, режиссера. Он только что скончался».
(Цитата из книги Буржуа, Луизы и Лоуренса Риндер. «Рисунки и наблюдения Луизы Буржуа». Беркли: Университетский художественный музей и Тихоокеанский киноархив Калифорнийского университета, Беркли; Бостон: Bulfinch Press, 1995, стр. 175.)
Другие версии этого рисунка можно посмотреть здесь.
Чтобы лучше понять, с чего начиналась история Луиз Буржуа в искусстве рекомендую почитать отрывок из книги "Луиз Буржуа: ящик Пандоры".