В наши дни мало кто поспорит с тем фактом, что китайский автопром буквально заполонил весь автомобильный рынок России своей продукцией. Западные марки попросту испарились, оставив после себя лишь напоминание в виде б/у автомобилей, сделанных в своё время на совесть, а параллельный импорт уже начинает испытывать некоторые трудности.
Быть может, вы не знали, но когда-то давно, в конце 1940-х годов, толчок развитию автомобильной промышленности Китая дал именно Советский Союз.
После победы Коммунистической партии Китая в гражданской войне в 1949 году, страна столкнулась с серьезной задачей - в кратчайшие сроки построить промышленную мощь и достичь независимости. Ранее Китай не обладал значительными промышленными достижениями, в отличие от развитых индустриальных стран, которые уже успели восстановиться после Второй мировой войны. В этих условиях единственным государством, способным оказать безвозмездную помощь, являлся СССР. Понимая, что ни одна индустриализация в 20 веке невозможна без грузового автомобиля, СССР направил в Китай специалистов и техническую документацию для налаживания производства автомобилей. Так началась история китайского автопрома, который сегодня является самым мощным в мире. Одним из ключевых вкладов СССР стало строительство "Первого автомобильного завода" (FAW) в городе Чанчунь. Уже в 1956 году на нем началось производство китайской копии советского грузовика ЗИС-150 - Jiefang CA10.
Этот автомобиль, название которого означает "Освобождение", стал фундаментом для формирования автомобильной промышленности Китая. Jiefang CA10 оснащался рядным шестицилиндровым двигателем, мощность которого в процессе модернизации была увеличена с 90 до 100 л.с. В 1983 году его сменила модель Jiefang CA15, оснащенная более мощным верхнеклапанным 115-сильным двигателем.
За время выпуска с 1956 по 1986 год было произведено более 1,6 млн единиц CA10 и его модификаций. На базе CA10 и CA15 создавались различные специализированные автомобили - от пожарных машин до автокранов. Кроме того, на авторемонтных предприятиях этот грузовик переоборудовали в автобусы. Jiefang CA10 даже был увековечен на китайской банкноте.
В 1987 году CA10 сменила модель Jiefang CA141, представляющая собой совершенствование CA15 с новой более комфортной кабиной. Позже на замену пришел CA1091, оснащенный собственной разработкой дизельного двигателя. Помимо ЗИС-150, Китай также наладил производство по документации ЗИЛ-157, получившего индекс Jiefang CA30. Таким образом, при поддержке СССР, Китай заложил прочный фундамент для становления национального автомобильного производства, которое сегодня является одним из ведущих в мире.
Подпишитесь на канал Советские будни, чтобы не пропустить новые интересные статьи! Делитесь своим мнением в комментариях ниже!