Найти тему
WorkTruck

Фуры ищут деньги

Оглавление

Друзья, первый квартал для автоперевозок грузов стал временем роста как внутри страны, так и в международном сообщении. Но наблюдается глобальная угроза в существенном замедлении или приостановке валютных расчетов с Китаем. И это не есть гуд.

Почему?

Давайте разбираться. Поехали!

Проблемы в расчетах с Китаем и сокращение грузопотоков

Известно, что сейчас деньги туда идут месяцами. При этом 50% платежей китайские банки отклоняют (санкции). То есть спрос на перевозки из/в КНР страдает от фактора неопределенности. Импорт “просел”. Также проблемы наблюдаются с транзакциями в Турцию, страны Средней Азии и Закавказья. В компаниях пока затрудняются ответить, как им быть в такой ситуации.

Первый квартал 2024 года отмечен ростом перевозок внутри РФ (+23%). Хотя по сравнению с 4 кварталом 2023 года - эта ситуация явный откат на 10% вниз.

К примеру, совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов также отмечает снижение объема грузоперевозок в 1 квартале в сравнении с октябрем—декабрем 2023 года. Последний квартал года всегда несет на себе отпечаток предновогоднего ажиотажа. Логично, что спрос на доставку грузов традиционно растет.

Конечно, первый квартал уже не так активен, заявляет основатель и директор автобиржи ATI.SU Святослав Вильде. Годовая динамика также свидетельствует о легком “охлаждении” рынка.

Среди лидеров по приему грузопотока отмечена Тамбовская область (+106% по числу заявок). На втором месте Мордовия (+95% заявок).

В топе списка по количеству заявок Калининградская область (+ 209%), остальные регионы из ДФО также показали великолепный прирост.

Директор по маркетингу DPD в РФ Алексей Мерзляков отмечает положительную динамику в отправке грузов в следующие области и регионы:

  • Ростовская;
  • Воронежская;
  • Республика Татарстан;
  • Красноярский край.

Среди лидеров по заказам на перевозки отмечены следующие сегменты:

  • интернет-магазины;
  • ювелирные изделия (+85%);
  • площадки C2C;
  • телекоммуникации и IT;
  • электроника и бытовая техника (+130%).

Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев отметил, что рост заказов в 1-м квартале составил +4%, а к концу года составит 15%.

Замгендиректора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрий Хрущалев также отмечает рост в 1-м квартале (+45%) активность маркетплейсов. Доставка от магазинов становится все более популярной. Дискаунтеры также стали более активно проявляться в теме перевозок, что логично - так как сетей по стране становится все больше.

Международные перевозки

Тут никаких сюрпризов: экспорт +36%, а импорт +15%. Примечательно, что цены на доставку в РФ растут, а на экспорт замерли на уровне прошлого года.  Эксперты отмечают, что западные санкции продолжают свое негативное влияние.

Средние сроки проведения оплат между Россией, КНР и Турцией стали длиннее - в среднем с двух-четырех дней выросли до трех-четырех недель. На фоне проволочек с проведением оплаты в банки дружественных стран существенно упали объемы торговых операций.

Так, импорт из Турции “просел” на 30%. В Китае же процент отклонения платежей составил 50%. Ввоз товаров из поднебесной сократился в 1-м квартале на 10%.

Глава направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Захарченко сетует, что перевод денег в КНР может идти месяцами. В СДЭК также отмечают, что на падение спроса на автоперевозки сильно влияют трудности при трансграничным платежам. Однако специалисты уверены, что эта тенденция не исчезнет даже через 6 месяцев.

Короче, ситуация такова: товар есть, спрос есть, а вот с прогоном денег полный швах. Импортеры и ТК висят между небом и землей. Рынок реагирует на вызовы, нужны эксперты по рабочим схемам денежных переводов.

При этом санкции тормозят платежи независимо от того, попадает ли товар или банк под ограничения или нет. Блокируют все скопом.

Глава направления международных транспортных операций FM Logistic в России Ярослав Белоусов уверен, что непоследовательная позиция КНР  приземлила рынок на 30%. Это вызвало ужесточение конкуренции и падение тарифов на логистику из КНР на 20-30%. Фуру найти просто, сложнее ее оплатить.

Аналогичные процессы действуют в Турции и Армении. Следом “затухает” и Казахстан. Чуть поживее Киргизия, а в Белоруссии и вовсе хорошо.

Странное молчание царит в кабмине РФ по поводу тихого саботажа  со стороны банков вроде бы как дружественных стран.

Исполнительный секретарь делового совета ЕАЭС Сергей Михневич напоминает, что сейчас платежи проводят при помощи следующих механизмов:

  • альтернативные финансовые учреждения;
  • российские представительства за рубежом;
  • партнеры из дружественных юрисдикций.

Реакций КНР понятна. Угроза встречных санкций коснулась проводок и в юанях. Поднебесная перестраховывается.

Такие вот пироги!