Можно ли смотреть на искусство только как на что-то красивое?
Может ли мастер сделать так, чтобы люди видели только эту красоту, даже если она изображает сомнительного человека или события плохой репутации из истории?
Или наоборот, если сам человек прославился не только сомнительной биографией, но и выдающейся деятельностью в мире искусства или науки?
***
Если говорить о политиках, то к примеру много возникло споров и критики вокруг памятников в России двум тиранам - Ивану Грозному и Иосифу Сталину. Вспомним и памятники в других странах - Степану Бандере в Украине, Эрнану Кортесу в Испании, Мустафе Кемалю Ататюрку в Турции. И много других личностей можно вспомнить в мировой истории, связанные с масштабными насилиями.
Противоречий таких полно. Даже в той же Москве. В районе Южное Бутово установлен памятник-мемориал А.Кадырову, а рядом в Коньково стоит статуя генерала А.Ермолова.
НО! При этом возьмём ещё одну противоречивую фигуру. Джироламо Савонарола. Стефано Галлетти поставил ему прекрасный памятник. Никакой особой новизны в памятнике нет. Обычная статуя в полный рост. Но для меня он прекрасен, в отличие от других, перечисленных выше.
А флорентинцы конца XV века может быть сейчас сказали бы мне:
- Тебе нравится этот памятник? Восхищаешься? Да этот Савонарола был губителем! Пугал народ проповедями. Жёг книги!
Но что скажут люди нашего, XXI века? Видимо ничего, так как этот замечательный памятник до сих пор стоит на площади в Ферраре. И стоит уже 1 век с лишним. Кажется, именно образ Савонаролы был взят для предводителя секты воробейшества из «Игры престолов».
Признаю, что мне покоя не даёт такой момент: почему одни памятники и портреты противоречивым фигурам мне не нравятся?
Могу предположить 3 версии:
- Сначала в голову лезут их сомнительные биографии. Они мешают впечатлению.
- Потому что просто некрасиво сделано.
- Может, память о них ещё свежа и прошло слишком мало времени с момента их смерти?
Но тут опять попадаются исключения (Иван Грозный, князь Владимир, генерал Кортес и другие). В случае русских правителей, то это связано с историей моей страны. Может поэтому тут время не властно. Равно как и с испанским конкистадором. Сколько насилия и крови они оставили за собой.
А вот другие статуи мне нравятся. Это красиво сделано и лично отзывается восторгом во мне.
НО! Ни о какой симпатии изображаемым фигурам речи по-прежнему не идёт.
Однажды известный музыкант Брайан Ферри (группа „Roxy Music”) высказался положительно о художественных достоинствах Альберта Шпеера и Лени Рифеншталь. Но все мы помним, что оба были сторонниками режима Адольфа Гитлера. Музыкант высказался исключительно о них, как об архитекторе и кинорежиссёре, а не об их политических убеждениях. Он хотел прокомментировать только творчество:
«Я говорю о фильмах Лени Рифеншталь, зданиях Альберта Шпеера, массовых маршах и флагах - просто фантастика. Действительно красиво».
В результате Ферри получил негативную критику от еврейского сообщества. И ему потом пришлось извиняться.
***
Интересен и такой момент, что память о многих личностях и событиях уже позабыта нашим поколением. А всё потому, что они существовали очень давно. Далеко от XXI и даже XX века.
Ведь к примеру не так ранит, как то же изображение в искусстве проповедь священников в Средние века. При этом мы можем понимать сколько насилия и крови было во время обращения язычников в христианство. А на картинах того времени все такие правильные и строгие с проповедями, как например на фресках Синьорелли и Содомы про жизнь Святого Бенедикта. При этом не будем отрицать, что могли быть действительно и случаи добровольного обращения в веру. Но опять же, выбора у всех было мало. У европейских язычников или тех же американских индейцев. И возвращаясь к работам Синьорелли и Содомы, то нужно признать, что выполнены они с особым старанием и усердием. Мне лично от них тяжело оторвать взгляд.
Когда я смотрю на шедевры Возрождения или русской иконописи, то смотрю на них не как на пропаганду Церкви, возвеличивания королей или священнослужителей (которые могли быть тиранами!). Нет.
Я в живописи и скульптуре смотрю на красоту.
На картинах смотрю в первую очередь на краски живописца и его цветовые решения, на фигуры людей и животных, на пейзажи. А в скульптурах смотрю, как из камня сделали гармошку скомканного платья, как передали черты лица и рельефы мышц на телах изображаемых.
Я не смогу отказаться от фрески «Путь Спасения» Бонайуто, где при этом показывается проповедь христианства с изображением тогдашних представителей религиозной и светской иерархий (папы, императоры и др.). Не смогу отказаться от медалей Пизанелло, но где выгравированы портреты политиков и кардиналов далёких для нас времён художника. А как же статуи Микеланджело к гробницам семьи Медичи?
НО! А что, если бы сегодняшние художники уровня Пизанелло или Микеланджело изобразили бы тех современных российских политиков и священнослужителей, у кого плохие репутации?
Лично я был бы не в восторге! Это больнее ранит чем далёкие Медичи или Сфорца, потому что происходит здесь и сейчас в моей стране. Даже если эти политики и священники недавно умерли и мы пережили их. Всё равно память моего поколения ещё жива об их сомнительных деяниях. Через сотни лет эти деяния покроются мхом, но не для нас ныне живущих.
Вот ещё несколько противоречивых историй:
1) Вспоминаем наши шикарные усадьбы, принадлежавшие когда-то князьям и министрам в царское время России. Сколько коллекций искусств они собрали. За бешенные деньги. Но знаем мы какой ценой? Может они вели себя, как преступные чиновники, ненавистные народу? Тут очень сложный вопрос. А мы восхищаемся их коллекциями.
Это может повториться в нашей стране вновь.
2) Во Флоренции есть знаменитый собор Санта-Мария-дель-Фьоре.
Это одна из самых красивых церквей в мире(!). Если верить Джорджо Вазари, то первоначальный проект Арнольфо ди Камбио требовал больших затрат из-за своей амбициозности. И что придумало правительство? Правильно. Они повысили налоги для своих граждан (!). Зато сегодня, спустя 8 веков, мы восхищаемся этим рыжеголовым архитектурным шедевром.
3) Рихард Вагнер, которого многие чтут и признают классиком, хотя мы знаем о его нападках на евреев.
4) Ещё один яркий пример. Знаменитый австрийский дирижёр Герберт фон Караян (1908-1989). Он был замешан связами с гитлеровской Германией. Даже открыто поддерживал их. Корысть это или простое желание выжить? Сейчас это уже не имеет значения. Есть факты, что некоторые артисты с ним отказывались работать. Известно его членство в НСДАП. Важно, что Караян (в отличие от Гамсуна) чудом избежал суда после войны. И несмотря на критику, он всё равно продолжил работать. Стал дирижёром Берлинского филармонического оркестра и считался одним из лучших и сильных дирижёров в Мире. Лишь в ноябре этого года, в оперном театре Ахена убрали бюст Караяну по причине его тёмной биографии. Хотя до этого всю жизнь Караяну и так припоминали это.
Интересен при этом скрупулёзный подход Караяна к произведениям классической музыки, а также к их звукозаписи. Например, интересны записи симфоний Бетховена в Караяновской трактовке. Звучание громкое и эпохальное. Под стать музыке великого композитора. Этот дирижёрский подход признан одним из лучших музыкальных прочтений Бетховена.
5) Также мне вспоминается Лени Рифеншталь.
Её роль в Третьем Рейхе и при этом большой вклад в киноискусство. Кадры её документальных фильмов до сих знамениты и являются примерами режиссёрского мастерства.
Удивляться можно много. И можно ли также удивляться, что большинство людей по-прежнему пользуются продукциями Коко Шанель, Хьюго Босс или Генри Форда? Они же в своё время сотрудничали с Третьим Рейхом. Может это стоило бы ответить Брайану Ферри своим критикам? Думаю, что и такой ответ прозвучал бы в наших реалиях некорректным.
***
А теперь по поводу Грозного и Сталина. Плодить эти безвкусные памятники, как Ленину я не вижу смысла. Уже с детства приелись ему памятники даже в крохотных городишках с одной улицей (и тоже Ленина). Смотрятся они сейчас убого.
В искусстве мне нравятся два произведения на тему тиранов. Как по мне, так они хорошо характеризуют страницу нашей истории. Чтобы люди останавливались и видели в таких картинах и изваяниях часть истории страны. И не повторяли ошибок этих правителей в дальнейшем (!). Может поэтому у итальянцев в Риме до сих пор стоит обелиск Бенито Муссолини.
А) Картина Пукирева «Иван Грозный в молельне». Царь молится. К нему в это время пытается войти Малюта Скуратов (!) с государственными делами, но его не пускают.
Картина свою роль выполнила. Она вызвала во мне эмоции и это хорошее полотно, которое задаёт ряд моральных вопросов, а не возвеличивает царя и руководителя опричнины. Во всяком случае я так это вижу. Мы знаем из истории, что русский царь при всей своей кровожадности был набожным человеком, ну а репутация опричнины (этакой «тайной полиции») с её преследованиями и пытками всем известна.
Б) В Будапештском музее Memento (куда венгры свезли аккуратно все памятники Советской эпохи) есть работа «Сапоги Сталина». Точнее то, что осталось от памятника. Изначально его сделал скульптор Шандор Микуш, а разрушили эту работу в 1956 году во время Венгерского восстания.
Ноги остались целы, потом с них сделали копию и поставили в Memento. До сих пор является интересным экспонатом музея. Получилось даже лучше (!), чем обычная фигура вождя СССР. И я так говорю, как любитель искусства, а не как поклонник Сталина.
В результате получилась достаточно сильная скульптура. Глядя на неё, можно назвать такую работу «Убежавшая идеология».
И добавлю ещё один пункт:
В) Сальвадор Дали изображал Гитлера и Ленина.
Одна картина называется «Загадка Гитлера», другая «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле». И мне нравятся эти полотна. Они прекрасны с точки зрения мастерства художника. Он не изображает политиков плохими или хорошими. Но я всё равно отдаю себе отчёт в том, что Ленин и Гитлер – это люди с плохими репутациями. Я больше знаю о них, чем о королях и священнослужителях Средних веков в Европе. Мне не нужно залезать в исторический справочник, так как фамилии «Гитлер» или «Ленин» - это уже готовое резюме.
И Дали много досталось особенно за Гитлера. Его обвиняли в симпатии к фашизму, что на мой взгляд неправильно. Картины мастера сюрреализма полны агрессивной интимности с точки зрения психологии. Сам испанец открещивался от политики. И если внимательно изучить его полотна, то можно этому поверить.
***
Вопрос остаётся открытым. И он не даёт покоя.
Такие люди, как мы, наделённые интеллектом, прекрасно понимаем – кто изображён на картине, в скульптуре или в другом виде искусства. Способны оценить красоту и стиль художника. Насколько красиво и мощно это сделано. А также уловить – пропаганда тут или нет. Восхваление поступков изображаемой персоны/событий или нет. Даже если сам художник с плохой репутацией, то мы конечно тоже не одобряем это.
Я привёл далеко не все примеры выше, но постарался показать с какого угла смотрю на эту сложность. Возможно, что похожие чувства испытываете и вы?
(ноябрь 2023 - апрель 2024)
(впервые опубликована в моём Телеграм-канале: https://t.me/borzow_live)