Найти в Дзене
Nota bene

Мои выборы турэндуро резины для тяжелого adventure-мотоцикла (прочтенные и просмотренные сравнения и личный опыт Mitas E-07+ и Mitas E10)

Все нижесказанное - лично мое мнение, не претендующее на единственно верное или 100% достоверное. Поэтому если нравится - читайте, не нравится - не читайте, хочется лучше изложить и правильнее - пишите своё. Однако возможно, что нечто полезное вы найдете в этом тексте. Свой BMW R1250GS я в большей степени использую для путешествий, чем для поездок в городе или пригороде. Хотя по городу некоторые пробеги присутствуют и в пригород езжу, но совсем не каждый день. Основной пробег в сезон - больше 90% - "накручивается" по асфальтовым магистралям, с крейсерской скоростью 140-160 км/ч. Однако мне также важна возможность проехать по грунтовым/гравийным дорожкам и проселкам. Я не продвинутый райдер и мои навыки скромные, поэтому стараюсь брать у кроссменов минимум 4-5 уроков в начале каждого сезона или перед "большими" поездками. На моем мотоцикле активирован режим enduro-pro - эта опция превращает достаточно технологичный современный мотоцикл с различными электронными системами помощи в "олдск

Все нижесказанное - лично мое мнение, не претендующее на единственно верное или 100% достоверное. Поэтому если нравится - читайте, не нравится - не читайте, хочется лучше изложить и правильнее - пишите своё. Однако возможно, что нечто полезное вы найдете в этом тексте.

Свой BMW R1250GS я в большей степени использую для путешествий, чем для поездок в городе или пригороде. Хотя по городу некоторые пробеги присутствуют и в пригород езжу, но совсем не каждый день. Основной пробег в сезон - больше 90% - "накручивается" по асфальтовым магистралям, с крейсерской скоростью 140-160 км/ч. Однако мне также важна возможность проехать по грунтовым/гравийным дорожкам и проселкам. Я не продвинутый райдер и мои навыки скромные, поэтому стараюсь брать у кроссменов минимум 4-5 уроков в начале каждого сезона или перед "большими" поездками. На моем мотоцикле активирован режим enduro-pro - эта опция превращает достаточно технологичный современный мотоцикл с различными электронными системами помощи в "олдскульное железо", почти без абс, трекшена и тд. Иногда этот режим сильно нужен даже с моими скромными навыками )

Если ежегодно брать по 5 уроков мотокросса ...то на третий год и у вашего покорного слуги что-то как-то худо-бедно получается ))
Если ежегодно брать по 5 уроков мотокросса ...то на третий год и у вашего покорного слуги что-то как-то худо-бедно получается ))

Помимо навыков и самого мотоцикла, важным элементом готовности к эксплуатации в нужных мне условиях является резина. Я ездил на шоссейной резине по грейдеру Ольхона, по скальнику на дорожках в Краснодарском крае, по мокрому глинистому серпантину в Дагестане - проехал везде, даже не падал, но зачастую еле-еле плелся и "беговелил" )). Поэтому и решил присмотреть более "зубастую" резину, на которой еще надо доехать до места, где она действительно понадобится. Да, это компромиссный вариант - ну не люблю я возить резину с собой или на себе. Отправлять хорошую шашку (TKC 80, Anakee Wild) и потом морочиться шиномонтажом на месте - к этому я тоже пока не пришел, а ехать на названных моделях и смотреть как они таят на асфальте - мне просто жалко.

Легендарные Continental TKC 80 и Michelin Anakee Wild
Легендарные Continental TKC 80 и Michelin Anakee Wild

Поэтому выбор я сфокусировал на резине с условным соотношением асфальт/грязь - 50/50 или 60/40 (хотя в моих путешествиях грязи может быть всего пару процентов, если считать км))).

Сперва я думал взять сверхпопулярную Michelin Anakee Adventure, но в обзорах я слышал больше о ее хороших асфальтовых возможностях и ресурсе, а возможности именно на грунтах - да в общем-то не сильно выдающиеся, как я понял. Свой большой клуб поклонников есть у K60 от Heidenau, которая вроде бы практически не стирается за многокилометровые асфальтовые пробеги, не смотря на свой "злой" рисунок протектора. Однако я несколько раз услышал такое мнение: "одинакова для всех покрытий... одинаково плохА". Полистав интернет, не решился я брать и Shinko 705. Не очень понравились мне отзывы о Karoo (3, да и 4), многие говорят что-то типа: "неплохие покрышки, но больше себе их ставить не буду"... и шумная, и ресурс не сильно великий. Все же первое, что чаще всего упоминают про нее - громкий гул )

В итоге я оставил для себя два варианта: Pirelli Scorpion Rally STR и Mitas E-07+ (с недавнего времени, Mitas переименовал его в Enduro Trail +).

Про Rally STR нашлось множество отзывов, как о великолепной универсальной резине (очень часто слышал подобное от европейских обзорщиков, впрочем и от наших тоже). Она очень хороша в движении по асфальту, как сухому, так и мокрому, может выручить на грунтовых дорожках (уж точно лучше, чем "шоссейка"). Однако быстро стачивается на "скоростном асфальте" и есть негативные отзывы о боковых сносах на грунтах (особенно на скользких, типа глины, травы и т.д.). У меня сложилось мнение об этой резине, как о хорошем, но "нежном" компромиссе.

-4

О Mitas E-07+ (и предшественнике - E-07) у меня сформировалось мнение, как о некотором универсальном трудяге. Высот не хватает, но плохого немного. Для себя отметил ее ресурс: 10 тыс. миль (16 тыс. км) для задней покрышки - такие пробеги совсем не редкость в отзывах, и при этом на таком баллоне еще можно ехать (разумеется, зацеп будет "уже не торт"). Меня такой пробег устраивает - доехать куда-то от дома за 5-7 тыс. км, покататься вне асфальта и вернуться "на остатках" домой. Из минусов - не очень любит мокрый асфальт и тем более не любит мокрую разметку (а кто из "зубастых" мокрую разметку любит?).

Конечно есть и другие интересные модели покрышек от разных производителей, которые позиционируются, как «универсальные» - бюджетные предложения от Anlas и KingTyre, или более дорогие Bridgestone и Dunlop, есть и прочие. Отдельно отмечу интересных мне австралийцев Motoz - бренд, покрышки которого очень хвалят американцы и который совсем неизвестен у нас...

Ну а пока я поставил новый Mitas E-07+ (ENDURO TRAIL+). Попробовал его сразу после установки на скорости, разогнавшись до 177кмч - мотоцикл едет абсолютно стабильно. Есть небольшая ожидаемая вибрация, которая скорее всего пройдет по мере "притирки". Собираюсь сейчас в поездку из Москвы в Дербент, там покататься по "радиальным" направлениям, не только по асфальту, ну и вернуться обратно.

На этом я закончил первую часть статьи, а после - ниже - дописал продолжение, уже после возвращения из Дагестана )

-5

Часть 2.

Итак, Москва - Дербент - Москва + покатались по локальным дагестанским дорогам в том числе с плохим асфальтом, без асфальта, грунтом-скальником и т.д. На круг - 6000 км. Да еще и возвращение домой было "интересным" - за 300км до Москвы пошел снег, температура -1, местами под колесами снежно-мокрая каша...

Из Москвы в Дагестан с нами ехал друг на КТМ 1190. Он "обул" свой мотоцикл в Mitas E-10. По виду это "более шашка", чем мой E-07+ (Enduro Trail +). Было интересно сравнить обе модели одного бренда на условно схожих тяжелых мотоциклах, класса туристических эндуро или "приключенчеров".

Свежеустановленный Mitas E-10
Свежеустановленный Mitas E-10

Трасса.

Обе модели резины отлично ведут себя на трассе. Ехали с крейсерской скоростью 130-140 км/ч. Местами 160-170 км/ч. Первые 100-200 км привыкали (мотоцикл немного "резко" рулился). Далее всё стало привычно ("скруглился" профиль?). Проблем на трассе у обоих не возникало вообще. Ни выраженного гула, ни проблем с разгоном или торможением... Ливней в этом путешествии не было, но простой дождь/мокрый асфальт был - ехали без проблем (ну на мокрой разметке особенно не испытывали судьбу). Первые 1300км по трассе сильного износа мы не заметили. Покрышки примерно одинаково стирались, на наш взгляд, хотя на E-07+ протектор казался все же повыше.

Mitas E-07+. Пробег 1300км по трассе.
Mitas E-07+. Пробег 1300км по трассе.

Mitas E-10. Пробег 1300км по трассе.
Mitas E-10. Пробег 1300км по трассе.

Забегая вперед: обратно, как я уже написал, мне пришлось ехать пару сотен км под снегом (друг на КТМ с Е-10 отправил свой мотоцикл транспортной компанией из Махачкалы - тут не сравню их с Е-07+). Последняя сотня - под колесами была вообще снежная каша. Скорость упала до 60, ну максимум 80 км/ч в правом ряду - удовольствием это назвать нельзя, скорее преодолением (с учетом того, что это было ночью на скоростной М4, по которой все наваливают больше 100кмч, а видимость была не особенно хорошая под хлопьями снега и взвесью грязи над дорогой). Резина в целом "смогла", смог и я.

Последние сотни км до дома. Температура -1.
Последние сотни км до дома. Температура -1.

Отступление: еще один друг ехал с нами тоже на КТМ 1190, на китайском KingTyre K60 - с первых же километров мотоцикл приходилось постоянно подруливать, а на скорости более 120 км/ч резина начала отбрасывать куски и крошиться, так что уже к 2000 местами стал виден корд... "это фиаско, братан" (с)

Kingtyre K60. 1300км по трассе. Отвратительное поведение на дороге - с первых км.
Kingtyre K60. 1300км по трассе. Отвратительное поведение на дороге - с первых км.

Проселочные и грунтовые (горные) дороги Южного Дагестана.

По сухим скальным грунтам, по гравийной "сыпучке", по каменистым бродам (выше ступицы) - и Е-10 и Е-07+ прошли отлично. Где надо гребли, рулились, тормозили. Попадая в колеи с "говнолином" ("пластилиновый" подсохшей глиной) или сыпучие грунты, резина позволяла выехать из ловушек. Ситуация поменялась, когда однажды попали в дождь и пылеватый верхний слой грунтовой дороги превратился в мокрую скользкую налипающую на боты и мотоцикл субстанцию. На этой поверхности и ногами ходить было не здорово. Тут E-10 справилась с этой задачей ощутимо лучше, чем моя Е-07+. Хотя, если бы я ехал более активно открывая газ, возможно результат был получше. Но пока для себя решил, что мокрые и скользкие грунты - не лучшие условия для Е-07+ (и/или для меня)).

Песок. В песке повеселились оба )) но песок «надо уметь готовить». Думаю, что это основное. Я не падал, но определенная борьба была. Друг более активно крутил ручку газа, но опыта большого в песке у него тоже не оч много - видимо поэтому и падение )

Завяз искусственно - хотел такую фотку )
Завяз искусственно - хотел такую фотку )

Размотало )
Размотало )

Парочка видео сравнений. После 2500 и 3500 км пробега.

После 2500 км:

Следующее видео - 3500-3600км, из которых около 2500км асфальт и около 1000км - проселки и грунтовки. Разница в износе между двумя моделями резины стала более ощутимой. E-10 "таит" заметнее, а E-07+ - еще бодрячком:

По возвращению в Москву одометр моего мотоцикла показал 6000км пробега в этом путешествии. Для себя лично я сделал следующие выводы: резина очень неплохая для трассы и для твердых, сухих грунтов. Думаю, что 10-12 тыс. км. для этой резины в формате 70-80% скоростных магистралей и 30-20% грунта - вообще без проблем. Для поездок на Кавказ поставил бы ее вновь. Также собираюсь на ней поехать на Памир. Возможно и в городе снимать не буду (не столь большие пробеги по городу). А вот если предстоят частые поездки и возможные приключения в глинистых грунтах средней полосы России, с более мокрым климатом, например, я бы отдал предпочтение Е-10. Да и по городу не стал бы ее точить...

Всем удачного выбора и своего опыта! )

PS увы, Mitas за эти мои восхищения мне не платит, хотя я был бы не против! Митас, ау! )))