Краткое описание путешествия из Москвы в Сергиев посад по железной дороге, которое включает в себя описание станций и платформ, а также краткие экскурсы в историческое прошлое окрестных мест, что имеет счастие лицезреть путешествующие.
НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ
Первый поезд из Москвы в Сергиево отправляется в 7.15 утра. Служитель железной дороги три раза ударил в станционный колокол, паровоз выпустил пар, подал длинный свисток и потихонечку тронулся с места. К этому времени уже все должны быть на своих местах. Опоздавшие не могли заскочить в отходящий поезд.
Поезд прибывает в Сергиево в 9.18 утра. Мерно и неспешно он двигается от станции к станции, с обязательной остановкой на станциях. Два часа – и вот Вы уже в городе Сергиево.
Если вы решили путешествовать первым классом, то извольте заплатить 2 рубля 38 копеек. Здесь пассажир мог с комфортом устроиться на мягких диванах, обитых бархатом. Стены в вагоне отделаны красным деревом, а дверные ручки, крючки, пепельницы – из бронзы. Люди «хорошего тона, чопорные и скучные» (по мнению инженера и писателя Н. Гарина Михайловского), под мерный стук колёс пили чай из серебряных подстаканников, поглядывали со скукой в окно и терпеливо ожидали прибытия поезда на свою станцию.
Билет во второй класс стоил, конечно же, подешевле – рубль сорок три. Мягкие диваны обиты серым сукном, да и отделка вагоном не такая чопорная.
Простому же человеку, не из благородных, проезд обходился в девяносто пять копеек. Расположится такой пассажир на жёсткой скамье, кто у окошка, а кто у прохода. И знай себе едет, поглядывая в окно или же с интересом беседуя с попутчиками.
Вагон, зачастую, был переполнен людьми. Курить в вагоне не воспрещалось и под конец поездки едкий запах табачных дымов заполняли вагон. От духоты пассажиры, должно быть, открывали окна и на редких остановках выходили прогуляться по платформе.
ВОКЗАЛ ТРОИЦКОЙ ДОРОГИ
Пассажиры прибывали на Каланчёвскую площадь. У начала Краснопрудной улицы и расположился красавец-вокзал, с которого отправлялись поезда в самый северный край России – в Архангельск. Однако, прямых поездов до Архангельска в те времена ещё не было. Два раза в день поезда отправлялись до станции Кубино, что расположена в 83 верстах от Вологды на Север. И только с неё, отдельным поездом, преодолев чуть более восьмидесяти вёрст, путешественник добирался до Вологды.
Извозчики у вокзала брали с проезжающих от 30 до 60 копеек в один конец. Благо и от центра недалеко, всего лишь три версты. Через площадь трёх вокзалов пролегала конно-железная дорога, от Сокольников к Рязанскому (ныне Казанскому) и далее к Сухаревской башне и затем к Ильинским воротам. Плата за каждый конец устанавливалась пять копеек внутри вагона и три копейки на империале.
К услугам прибывшей публики – залы для пассажиров всех трёх классов. В каждом из залов путешествующий найдёт буфет. Здесь же, в здании, книжный шкаф, медицинский кабинет и почтовое отделение. Конечно же имеются женская и мужская уборная.
Ещё в начале девятнадцатого века местность, где воздвигли чуть позже Николаевский, Рязанский и Ярославский вокзалы, там, где находится Каланчёвская площадь, местность эта представляла собой огромное поле, которое тянулось до Сокольников. В 1801-м году на этом поле три дня кряду гулял народ по случаю коронации Александра I-го. А до 30-х годов того же века проходили на поле манёвры и смотры войскам.
Чуть левее от Николаевского вокзала, в старые времена, стоял деревянный загородный дворец. А с другой стороны вокзала начинались дачи. И это было загородное место.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ещё чуть далее стояла дача Московского градоначальника, графа Ростопчина. Он жил здесь летом 1812-го года. Именно сюда с театра войны летели стрелой курьерские тройки с депешами. Отсюда граф рассылал свои приказы и воззвания. Хозяин дома и огромное сада, желая развлечь московских жителей, открыл свой сад для всех желающих. Здесь для почтенной публики играла музыка и устраивалась всяческие потехи.
НУ ЧТО, ПОЕХАЛИ?
Поезд трогается, оставляет за собой тихий ещё в это время вокзал и отправляется в путь.
Слева - паровозное депо и водонапорная башня, но относятся они уже к Николаевской железной дороге.
По правой стороне дороги - леса Сокольничьи рощи и Лосиного острова.
Поезд неспешно набирает ход. И вот слева уже проявляются Крестовские башни. Огромные резервуары для воды, что подаётся к ним из Алексеевской водоподъёмной станции. Сама же вода поступает из Мытищ.
Железная дорога пересекает Троицкое шоссе в районе Ростокино. Здесь шоссе идёт в гору и эта гора называется Поклонной.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ФАКТ – ПОКЛОННЫЕ ГОРЫ
Поклонные горы – не случайные места в истории русского народа с древнейших времён. Это места встреч, проводов и прощаний. С них всегда виден город и его храмы.
Рассказывают, что поклонные горы были свидетелями старинного русского семейного суда. Если старики замечали, что их молодые отпрыски, что живут одни в Москве, без родительского надзору, начинают забывать родичей, не являются на праздники, а паче того водятся с недобрыми людьми, мотают деньги и не радеют о своём деле, то сперва увещевали нерадивых, если не помогало – обращались к розгам. Ну а коли и это не помогало, то выводили его на поклонную гору, где юноша должен был «откланяться от Москвы на всегда» и ехать к своим родителям. Говорят, что так поступали и с ворами.
Не случайно сказано: «Напрасно ждал Наполеон Москвы коленопреклоненной». Если и преклонит колени русский человек на Поклонной горе, то только после дальнего пути, увидев цель своего пути и Божии храмы города. Или, уходя в дальний путь, встанет человек на Поклонную гору и поклонится Божиим храмам, произнесёт шепотом молитву, попросит доброго пути.
Похоже, что поклонные горы окружают Москву со всех сторон. И стоят они на всех дорогах, что выходят из Москвы. Вот только сейчас не видны они – закрыта Москва от путника высотной застройкой и эстакадами дорог.
Над железной дорогой проложен Крестовский путепровод.
РОСТОКИНО
От Крестовской заставы, через пригородное село Алексеевское, с пыльными дачками, трактиром и чайными, поезд подходит к селу Ростокино. Ныне оно всё сплошь занято фабриками, среди которых патронный и дроболитейный заводы, красильные фабрики, парфюмерная фабрика.
По правой стороне через реку Яузу перекинут мост на двадцать одну арку. Это Ростокинский акведук, его ещё называют "Миллионный". Построили его при Екатерине II, дабы поддержать водопроводную галерею, шедшей из Мытищ в Москву
И вот нас встречает платформа 10-й версты - Лосиноостровская.
НА ОКРАИНАХ МОСКВЫ
От Ростокино по обей стороны железной дороги – лес. А на 13-й версте нас встречает деревня Малые Мытищи.
Именно здесь остановились французы в 1812 году. Враг шёл к Троице-Сергиевской Лавре. Рассказывают, что манила их Лавра своими несметными богатствами. Считали они, что нет у Лавры защитников и добыча будет лёгкой.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Конец лета 1812-го года столицу покидали москвичи. По Мещанским улицам, через Крестовскую заставу, по Троицкой дороге шли они к Лавре и далее на Ярославль.
Враг не рискнул двинуться к Сергиевской обители. Густой туман окружил Малые Мытищи. Поползли слух о несметном полчище русских, что пришли к Троице. В воздухе повис неведомый страх.
«Преподобный Сергий ослепил их», - так говорили в народе. Молитвами Преподобного Сергия была ограждена Лавра.
ДАЧНЫЕ МЕСТА
За Малыми Мытищами, на 14-й версте, поезд подходит к Перловской платформе. Лишь недавно эти места облюбовали дачники. С удовольствием приезжает сюда благородная публика, снимает на лето дачи и наслаждается окрестными красотами и свежим воздухом.
Прибывающих пассажиров встречало скромное здание на платформе, возле которого, на небольшой полянке, стоял летний театр – красивое деревянное здание в Мавританском стиле. За ним же, в лесу, расположилось множество красивых дач.
Близость от Москвы и дешёвый проезд привлекали сюда праздных столичных жителей. Однако, только состоятельные люди могли позволить себе такое удовольствие – дачи были достаточно дороги.
Миновав Перловскую платформу, через версту, пассажиров уже встречает платформа Тайнинская. Здесь тоже дачи – хорошие, но отнюдь недешёвые.
А в двух верстах от платформы – старинное село Тайнинское. Место, любимое царями и простым людом. Но, увы, увы, наш путешественник если и успел что-то разглядеть вдалеке, то всего лишь макушку колокольни Благовещенской церкви.
Кто-то и когда-то рассказал нашему герою, что село Тайнинской ранее называли Танинское. И название села происходило от слова "тайна", а может быть и от имени Таня.
Старики говорили, что в незапамятные времена, когда вдоль старой Троицкой дороги тянулись дремучие леса, в этих лесах укрывалась Ростокинская Танька. До сих пор есть Танькина роща, недалеко от Ростокино.
Долгое время она была предметом народных сказаний, песен и легенд. Вместе со своей шайкой грабила она проезжих и разбивала обозы. Злые языки говаривали о ея бесчинствах. Но простой народ этому не верил. Ну не может быть злой человек героем народных песен и легенд? Уж если и грабила Танька кого, то были это люди не бедные. А вот бедным она свою добычу и раздавала. Не потому ли «полюбовник» ея, Ванька Каин, и выдал? И была она повешена в ту же ночь на Танькиной берёзе, под которой собирались ея товарищи.
Однако за достоверность сведений рассказчик не ручался, но настоятельно советовал почитать роман "Танька, разбойница Ростокинская, или Царские терема".
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА - МЫТИЩИ
В семь часов и сорок три минуты утра поезд прибывает на станцию третьего класса Мытищи. Поезд сбавляет ход. Пассажиры понимают, что дачные места сменились местами промышленными. Ведь прежде, чем остановиться, поезд медленно проходит вагоно-строительный завод. Его корпуса остаются по правую руку.
За время стоянки поезда, всего лишь две минуты, любопытствующий путешественник вряд ли имел возможность осмотреть каменное здание вокзала, прекрасной архитектуры и с не менее прекрасными залами. Один из них предназначался пассажирам первого и второго классов, второй же – для пассажиров третьего класса. При первой зале – мужская и женская уборные. И, конечно же, буфет.
Возле самой станции – два завода, лесопильный и вагоно-строительный. Чуть менее года назад началась их постройка, но уже оба почти готовы и выдают первую продукцию. Первый из заводов предназначался для доставки на второй всех деревянных частей вагонов. В огромном здании вагоно-сборочного завода можно собрать десять вагонов в сутки.
Завод обустроен в соответствии с современными техническими достижениями – полное электрическое освещение, отопление всех помещений паром, станки новейшей конструкции, что приводятся в движение электричеством. Телефонная сеть соединяет все корпуса завода и имеет связь с Москвой. Здесь должны собирать три тысячи вагонов в год. А работников здесь полторы тысячи человек.
Рядом со станцией – село Большие Мытищи. Здесь есть церковь с высокой колокольней, земская больница, школа, детский приют. Село очень оживлённое, окружено заводами и стоит на Троицком шоссе.
Как в самих Мытищах, так и в соседних деревнях есть дачи, в них поселяются на лето небогатые москвичи. И от Москвы недалеко, и удобства есть для неприхотливой дачной жизни. А также - недорогие извозчики, трактиры, чайные и бакалейные лавочки. Всё то, что и должно быть в фабричном селе.
Но вот уже прозвучал третий удар колокола, поезд вновь выпускает пар и даёт свисток. Скорее же в вагон. Пора, пора продолжить путешествие!
Увы, наш путешественник не успел испить чаю в Мытищах, что так популярны здесь из-за вкуса воды местных источников. Не довелось ему услышать и увлекательного рассказа о том, как был щедротами блаженныя и вечныя памяти матушки-императрицы Екатерины II сооружен Московский водопровод.
Но, отъезжая от станции, услышал он от попутчика весёлый и задорный стих:
Отобедав сытной пищей,
Град Москва, водою нищий
Знойоной жаждою томим.
Боги сжалились над ним:
Над долиной, где Мытищи,
Смеркла неба синева;
Вдруг удар громовой тучи
Грянул вдоль и ключ кипучий
Покатился – пей Москва!
МЕЖДУ МЫТИЩИ И ПУШКИНО
Паровоз неспешно пыхтит и тащит за собой вагоны. За окном леса и леса, что не покидают железную дорогу в этой местности.
В этих лесах разбросано много дач и окружат с обеих сторон линию дороги. Встречаются разные посёлки в здешних местах. Некоторые напоминают американские. Во многих из них можно найти всё необходимое – мебель, посуду и все домашние удобства. Есть и большие дачные центры. Здесь к услугам публики лавки и извозчики, а во многих и «танцевальные круги или театры». Словом, все прелести дачной культурной жизни. Да и сосновые леса, а за ними обширные поля и луга, делают воздух чистым и полезным для здоровья. Что уж говорить о реках, что пересекают здешние леса и поля. Яуза, Клязьма, Уча – прекрасные места для купания!
И вот среди этой обширной дачной местности стоит платформа Тарасовская. Здесь два дачных посёлка, по обе стороны дороги, в коих около 30-ти построек. Местные скромные дачи чередуются с богатыми усадьбами.
Дачная жизнь кипит и развивается. В одном из таких мест, недалеко от платформы, под именем Курган, стоит шестьдесят дач. Они принадлежат крестьянам деревни Звягина. А чуть далее уже разбиты участки под новые дачи. Много, много здесь дач. А сколько ещё будет построено! Самая населённая часть обустроена по берегам Клязьмы. Арендные цены здесь на дачи здесь различны. За лето могут брать и 250, и 300 и 700 рублей в лето. В крестьянских посёлках есть дачи и по пятидесяти рублей за лето.
У Тарасовской платформы расположены две лавки – бакалейная и мясная. Такие же лавки есть и деревне Тарсовка. Ну а дачные доктора устроили ежедневный приём больных в большой волной аптеке, что также стоит рядом с платформой. К услугам дачников есть как одноконные, так и парные извозчики.
А в двух с половиной верстах от платформы, в сельце Куракине, стоит шелковая фабрика братьев А. и В. Сапожниковых. Её не видно из окна поезда, но многие знают, что построена она в красивой местности, на берегу реки Клязьмы. Среди фабричных корпусов и построек разбиты скверы, украшенные разными растениями, между ними – дорожки. Здесь всё освещается электричеством и посетитель, коль ему доведётся побывать здесь, удивится поразительной чистоте и опрятности, царящей здесь. Да и как может быть иначе? Ведь это есть главное условие шелкового производства!
Рабочие живут в двухэтажных деревянных флигелях. Мужчины и женщины живут отдельно. Отдельно стоят кухни и столовые. Дети фабричных рабочих учатся в трёхклассной школе. Есть и амбулаторная больница для приходящих больных.
Но железная дорога идёт далее и поезд приближается к платформе Мамонтовской.
И снова наш путешественник имеет радость созерцать дачи, дачи, дачи…
Вблизи платформы, по левую руку, стоит дачная постройка Александра Николаевича Мамонтова, двоюродного брата Саввы Ивановича Мамонтова. Построен дом в старорусском стиле, изящные резные украшения украшают дом. А по правую руку – дачный дом московского первой гильдии купца. А. М. Горбова.
Оставив за собой богатые дачные места, поезд перебирается на другую сторону реки Уча. Слева видна старинная деревня Листвяны, тоже дачное место. И от моста в обе стороны тянутся купальни дачников.
И вот за мостом уже видна очередная станция, где поезд делает остановку.
СТАНЦИЯ ПУШКИНО
И вновь короткая стоянка, всего лишь две минуты. Из окна поезда видна станция третьего класса, в коем два зала. Первый для пассажиров первого и второго классов, при котором буфет с закусками холодными и кушаньями горячими. Второй для пассажиров третьего класса со своим буфетом. Есть и уборные, дамские и мужские. А по левую сторону полотна стоит новая церковь – церковь дачников.
К приходу поезда возле станции собираются извозчики, парные и одноконные. Прибывшие пассажиры отправляются на них к окрестным дачным местностям и сёлам.
Вокруг станции – сплошные дачи.
От станции отходит шоссе, оно идёт через парк к селу Пушкино. Вдоль дороги лавки, булочные, аптека, почтовое отделение, телеграф, татерсаль.
А далее – парк с дорожками и беседками. И ещё один парк. Он, на удивление, не занят дачами, но служит местом для гуляния дачников. С удовольствием они приходят в парк, посетить в летний театр и приятно провести время.
Татерсаль
Место публичной торговли лошадьми; также - место собрания любителей конского бега и охотников верховой езды; название это произошло от имени англичанина, основателя первого манежа в Лондоне, в конце XVIII века.
Летом здесь может проживать до пяти тысяч человек. Но дачи не скучены, они разбросаны в лесах между реками Уча и Серебрянкой. Среди семиста дачных построек есть и роскошные, за которые просят и полторы тысячи рублей за лето. Впрочем, таковых не так уж и много.
Помимо наслаждения тишиной, свежим воздухом и покоем, в сочетании с купаниями в чистых реках, дачники не прочь посетить места исторические – сёла Пушкино, Братовщина и Марфино. Но, увы, не «преданья старины глубокой» привлекают сюда дачников.
ТАЛИЦЫ
Ещё пара вёрст от Пушкино дачные места провожают путников. И вот ещё одно дачное место, Спасская платформа, где в лесу построены десять дач Майкова.
И вот уже станция Талица. Здание вокзала деревянное, но станция – второго класса. И снова мы видим два зала, как и на прежних станциях. На платформе есть летний буфет. Но за пару минут, да ещё и в такое раннее время, вряд ли успеет праздный путешествующий насладиться местными угощениями. Ежели только пассажир не прибыл сюда по делу.
Извозчики у станции есть, для невзыскательных пассажиров. Они возят своих седоков в соседние деревни и села, а ещё и на фабрику Копа. Вблизи станции есть кирпичный завод Худякова. Но и дачи есть в этих местах – для тех же неприхотливых и невзыскательных персон.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Окрестности здесь дышат историей. На речке Талицы стоит одноимённая деревня, в коей есть пещеры, выкопанные за девять лет пустынником Антонием. Здесь он спасался и здесь же и похоронен, возле часовни. Село Сафарино принадлежало когда-то Варваре Николаевне Ягужинской, местные крестьяне до сих пор хранят о ней добрую память. Ведь за тридцать лет до отмены крепостного права она сделала их вольными хлебопашцами, подарив им село со всеми угодьями.
А с южного холма видно живописное село Рахманово, где в 1609 году польский воевода Сапега разбил войско князя Ивана Ивановича Шуйского. Он был послан из Москвы против поляков и литовцев, которые поддерживали Лжедмитрия II. Но, увы, начальник сторожевого полка Фёдор Головин обратился в бегство, смял половину своего полка. После этой победы войско самозванца явились к стенам Троицкого монастыря и начали его осаду.
По дороге нам встретятся две платформы. Одна из них, Ашукинская, в окружённой лесами дачной местности. Недалеко от платформы находится Мураново, имение Тютчевых.
Другая же платформа Калистова, рядом с которой имение промышленника Фирсанова.
ХОТЬКОВО
Пятьдесят пять вёрст от Москвы и перед нами станция Хотьково. Железнодорожное полотно пересекает реку Пажа. Поезд идёт по самому высокому мосту местных краёв и по правую руку пассажиры имеют удовольствие с высоты насладиться великолепными видом Покровского монастыря, что стоит на большом холме, окруженном лесами и оврагами и между которыми протекает та самая речка Пажа.
Поезд прибыл на станцию третьего класса. От платформы к деревянному зданию станции идёт крытая галерея. И вновь здесь две залы – одна для третьего класса и другая для первого и второго. А на платформе буфет с холодными закусками.
У станции всегда есть извозчики. Часто они везут своих седоков в деревню Ахтырка, в которую ведёт хорошая дорога. Там находится несколько дач и бывшее имение князей Трубецких.
От станции к Покровскому монастырю, по мощённой дороге, можно дойти до монастыря. От его северных ворот дорога раздваивается – одна на Ахтырку, вторая на Абрамцево.
И рядом же с монастырём, на противоположном холме, приютилась слободка Бобыльская. Местные крестьяне занимаются хлебопашеством и извозным промыслом. Отсюда идёт большая дорога на Дмитров. Конечно же, как и везде, есть тут и лавочки, и трактиры, и постоялые дворы.
Но вот что редко встречается даже в городах, но есть в слободке, так это бесплатная народная читальня. Её открыла Е. Г. Мамонтова и содержит на собственные средства. Здесь есть четыреста, или около того, книг, регулярно, по подписке, поступают два журнала и одна газета. В читальной же комнате на стенах – картины духовного и исторического содержания с объяснительными текстами, они меняются раз в две-три недели. Читающая публика с удовольствием знакомится с художественными альбомами, что лежат на столе в большом количестве. В народной читальне уже двести постоянных читателей.
Е. Г. Мамонтова навещает свою читальню, благо до сельца Абрамцево отсюда недалеко – всего-то три версты.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
История сельца Абрамцево представляет известный интерес для каждого, кому не чужды русская литература и искусство. Здешние места помнят многое. И хозяев Аксаковых, гостями которых были многие известные люди. Самым дорогим и постоянным гостем считался Николай Васильевич Гоголь. В доме у него была своя комната. Здесь он читал отрывки из второго тома поэмы «Мёртвые души». Ныне же здесь собирает людей искусства Савва Иванович Мамонтов.
Ну и как не вспомнить древний Радонеж, что ныне зовётся село Городок. Здесь отрок Варфоломей провел свою молодые годы и отсюда же, после того, как родители его приняли монашеский постриг в Покровском монастыре, оправился к подвижничеству, туда, где ныне возвышается обитель, им и основанная.
Чуть далее от села Городок, в трёх верстах на холме, стоит село Воздвиженское. Когда-то оно было царским селом, здесь делали последнюю остановку цари на пути в Троицкую обитель. Здесь, по приказу царевны Софьи, обезглавили князя Хованского и его сына. Местные легенды гласят, что тени казнённых отца и сына каждую ночь выходили на Троицкую дорогу, жаловались и плакали. При этом один из князей Хованских кланялся прохожим и снимал отрубленную голову, как шапку.
Но пора и нам отправляться в путь. Благо пути до Сергиево остаётся всего лишь восемнадцать минут.
СЕРГИЕВО
Дорога вновь идёт лесом, холмами и оврагами. За пару вёрст до Сергиева по левую руку открываются поля и за ними видны купола церквей и колокольня Троицкой Лавры. Ещё одна верста, дорога пересекает Троицкое шоссе и вот конечная цель нашего путешествия – станция Сергиево.
Станция второго класса, деревянное здание вокзала. На платформе обширный летний павильон для пассажиров. Для каждого класса пассажиров – свой зал. И два буфета. А около залы второго класса расположилась выставка и продажа детских игрушек и изделий посада.
Как и везде, на привокзальной площади парные извозчики ждут своих пассажиров. Они готовы отвезти вас к монастырю. Но если видят они большое стечение публики, то возьмут с вас шестьдесят копеек, а не двадцать, как в обычные дни.
Как бы то ни было, домчат вас до Базарной площади, где в двух монастырских гостиницах можно заселиться в меблированные комнаты, коих больше семидесяти нумеров, стоимостью от 75 копеек до трёх рублей в сутки.
Однако, можно прогуляться к монастырю и пешком, по мощёной улице, что идёт от станции. Дорога спускается к мосту на Московскую улицу и чуть далее, в низине, под Красной горой, лепятся друг к другу деревянные, закопчённые дымом балаганы. Здесь услужливые блинницы предложат вам помянуть горячими блинками и иными кушаниями своих родителей.
От моста выше, на Красной горке, под стенами монастыря, шумит базарная площадь. Здесь в беспорядке разбросаны лавочки, доверху набитые различными мануфактурными товарами. Тут и столики с булками и прочими съестными припасам. А у самой монастырской стены – многочисленные лавочки с детскими игрушками.
По большим церковным праздникам стекаются сюда тысячи народа и раскидывается шумная ярмарка. Появляются возы, чем только не нагруженные: овощами, мукой, зерном, посудой глиняной и деревянной, железными изделиями и прочей крестьянской утварью. Всё то, что требует неприхотливый крестьянский быть, всё это здесь. Открыты балаганы с деревенским товаром, чулками и лаптями, обувью и одеждой. Бойкий торг ведётся целый день, весёлые песни, говор и шум в трактирах слышны из разных концов. Но вот раздаётся торжественный звон колоколов и, кажется, всё на секунду затихает и вновь вспыхивает с новой силой.
Богата история Троице-Сергиевой лавры, самого Сергиева Посада и его окрестностей. Богата на события, кои все историческое значение имеют для нашего Богохранимого Отечества. И достойно это всё отдельного и вдумчивого описания.
Однако наш герой закончил своё путешествие. ждут его свои дела и заботы, о которых он нам если и поведает кому, то шёпотом и по большому секрету.
Ну а поезд, простояв на станции Сергиево тринадцать минут, продолжит свой путь к Александрову. От станции, по насыпи, откуда виден весь Сергиевский посад и монастырь и живописно разбросанные неприхотливые дома местных жителей, через молодую поросль вырубленных лесов, леса и овраги, пройдёт наш поезд. И через час прибудет на конечную станцию своего маршрута. Но это уже совсем другая история.
По материалам книги «От Москвы до Архангельска. По Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. Описание всех мест, лежащих на пути дороги и в ея окрестностях и имеющих историческое или промышленное значение».
Сей труд составил П. Канчаловский и издал его в 1897 году в стольном граде Москве при поддержке Товарищества Типографии А. И. Мамонтова, что располагалась в Леонтьевском переулке, в доме Мамонтова.