Найти в Дзене
Новый День

Риск новой девальвации: эксперт назвал неоправданным серьезное снижение ключевой ставки ЦБ

Банк России на завтрашнем заседании совета директоров почти наверняка сохранит ключевую ставку на высоком уровне в 16%, считает экономист, руководитель Института нового общества Василий Колташов. В комментарии РИА «Новый День» эксперт пояснил, что в нынешних условиях это решение является оправданным при наличии риска очередной волны девальвации рубля. «Ключевую ставку понижать не будут. И причина не в инфляции, а в том, что у нас работают механизмы военного кейнсианства, которые дают довольно сильные финансовые стимулы экономике. Полмиллиона человек вступили в ряды армии РФ в прошлом году, заключили контракты, и получают они по 208 с лишним тысяч рублей в месяц. Еще 300 тысяч контрактников в этом году ожидается. В такой ситуации приходится отменять ряд стимулов, один которых заключался в низкой ставке и дешевом доступном кредите», – пояснил Колташов. Как считает эксперт, резкое снижение ставки также недопустимо на фоне роста закредитованности населения после прошлогодней девальвации ру

Банк России на завтрашнем заседании совета директоров почти наверняка сохранит ключевую ставку на высоком уровне в 16%, считает экономист, руководитель Института нового общества Василий Колташов. В комментарии РИА «Новый День» эксперт пояснил, что в нынешних условиях это решение является оправданным при наличии риска очередной волны девальвации рубля.

«Ключевую ставку понижать не будут. И причина не в инфляции, а в том, что у нас работают механизмы военного кейнсианства, которые дают довольно сильные финансовые стимулы экономике. Полмиллиона человек вступили в ряды армии РФ в прошлом году, заключили контракты, и получают они по 208 с лишним тысяч рублей в месяц. Еще 300 тысяч контрактников в этом году ожидается. В такой ситуации приходится отменять ряд стимулов, один которых заключался в низкой ставке и дешевом доступном кредите», – пояснил Колташов.

Как считает эксперт, резкое снижение ставки также недопустимо на фоне роста закредитованности населения после прошлогодней девальвации рубля. «Ставку нельзя серьезно снижать сейчас. Во-первых, пузырь на рынке недвижимости. Во-вторых, очень много людей уже надорвалось. Осенью прошлого года таких насчитали 21 млн человек, которые не справляются со своими кредитами. Одновременно с этим цены на недвижимость росли в последние годы на 15-20%. Нужно, чтобы эта зависимость уменьшилась. И вместе с этим нужно изменить поведение наших граждан, чтобы они научились сберегать, копить, чтобы они увидели смысл в этом, потому что их долго отучали от этого. Это очень важно с точки зрения изменения структуры расходов в экономике. Огромную проблему составляют потребительские кредиты, особенно в микрофинансовых организациях. Люди, которые закопали себя в мелких кредитах, уже никогда жилье не купят. А это нужно и очень важно, потому что от строительства очень большой мультипликативный эффект в экономике», – подчеркнул он.

«Правда, тут сразу же вопрос по курсу рубля… Банк России должен нам гарантировать, что курс рубля будет устойчив. Это очень серьезный вопрос. Потому что бессмысленно получать какие-то проценты на депозиты в банках, если рубль в одну ночь будет превращаться в тыкву, как карета Золушки. Хочу услышать, чтобы глава ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что этого не произойдет. Должно быть прямое сообщение от руководства Банка России, что мы не только с инфляцией боремся, потому что ее борьба с инфляцией, когда рубль так сильно падает, как в прошлом году, – это такая странная игра. Понятно, что сейчас курс рубля занижен, но пусть он хотя бы будет устойчив. Это самый главный вопрос», – уточнил Колташов.

Экономист полагает, что в нынешней ситуации высокая ключевая ставка не помешает росту экономики при условии возвращения в России выведенных за рубеж капиталов. «То, что идет много жалоб от части предпринимателей, что дорогой кредит для развития бизнеса не годится, это правда. Но ведь у нас есть не только мелкий и средний бизнес. Есть и крупный капитал, и у него накоплены сотни миллиардов долларов. Мы экспортировали, а деньги не возвращались в экономику. Эти деньги где-то оседали. Их надо куда-то вкладывать. По этой причине развитие российской экономики может происходить и при высокой ставке. Даже если б ставка была 25%, рост экономики мог бы продолжаться. Во-первых, существовала бы промышленная ипотека от правительства. Во-вторых, крупные капиталы инвестировали бы все равно, потому что идет перестройка экономики», – отметил он.

«Даже не обязательно вводить запрет на вывоз капитала. Это желательно с точки зрения обеспечения курса национальной валюты, чтобы не создавалось давление на рубль. Активно ходят слухи о том, что ослабление рубля 2023 года было связано с тем, что нужно покрыть военные расходы. Но если вы ограничиваете вывод капитала из экономики и контролируете его – нельзя просто хищнически выкачивать деньги из России, как это было можно благодаря политике Банка России в последние два года и всё время до этого. В этом случае можно использовать инструменты денежной эмиссии более уверенно в РФ, и курс рубля не будет так страшно обваливаться. То есть – можно по-другому работать, используя другие инструменты. Они тоже связаны с деньгами, с рынком, но это не чисто монетаристские неолиберальные инструменты, которых придерживается руководство Банка России и Минфина. К их решениям есть вопросы и просто гигантское общественное недоверие, какового к другим министрам нет», – заключил Колташов.

Москва, Мария Соколова

Новость на сайте / Больше новостей