Вначале несколько общих слов и краткий экскурс в историю вопроса. Ну, какой, скажите, отдых в Крыму без впечатляющего курортного романа! Пусть недолгого и скоротечного, но зато уж бурного и страстного, полного множества ярких, неожиданных красок и впечатлений... Обволакивающе теплый крымский климат и общая расслабляющая атмосфера относительного безделья только способствует проявлению жарких чувств, кипению любовных страстей и игре гормонов. Дух скрытого и явного эротизма плотно окутывает крымские курорты в летнее время, чуть прячась зимой и возвращаясь по весне.
Кстати, многие крымские легенды, по сути дела, – трагическо-драматические любовные истории. Причем страсти в них достигали самого высокого накала. Девушки бросались в море со скал, мужчины, запутавшись в любовном треугольнике, кидали с обрыва возлюбленных, и те и другие безответно и безнадежно влюблялись, рисковали жизнью из-за любимых... Ну и, как водится, интриги, погони, сражения... Нынешние любовные романы просто отдыхают, как говорится.
С появлением курортов в Крыму появился и курортный флирт в конце XIX – начале XX в. А как иначе. Полудикая природа Крыма, море, горы, восточный загадочный колорит – всё располагало к романтическим приключениям. Читаем, например, А. Н. Толстого (роман «Хождение по мукам»): «В этой необычайной обстановке синих волн, горячего песка и голого тела, лезущего отовсюду, шатались семейные устои. Здесь все казалось легким и возможным…». Это о Евпатории. А вот что сообщает, например, путеводитель Григория Москвича начала XX в.: «Огромный процент наезжающей сюда публики... ищет исцеления не столько от тяжких недугов и болезней, сколько видит в Ялте просто привлекательное место, где можно отдохнуть, развеяться, развлечься, пофлиртовать...». Вот так, открытым текстом написано – пофлиртовать.
Слова эти о Ялте, но в полной мере относятся и к другим крымским курортам. Как выглядел курортный флирт того времени, прекрасно описал А. П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой». Отношения главных героев начинаются как типичный курортный флирт, правда, потом они переросли в нечто большее. Кстати, и в наше время такое тоже случается. Редко, но всё же бывает.
Однако, то, что описал Чехов в своем рассказе – это пример флирта, где инициативу проявляет мужчина. Однако были в то время и барышни, желающие найти богатого ухажера на отдыхе. Чтобы отдохнуть и ни в чем себе не отказывать заодно. Такие часто сами проявляли инициативу. Как и сейчас.
Но были и скучающие дамы, жаждущие чисто сексуальных приключений. Отчасти их можно понять – нелюбимые, но богатые мужья, занятые добычей денег или государственными заботами, частенько забывали о своей прямой супружеской обязанности. А флирта, чувств, страсти хотелось. Были, впрочем, и незамужние дамы и барышни, жаждущие чувственных наслаждений.
И вот тут явились крымские проводники, которые взяли на себя выполнение этой тяжкой, но почетной миссии. Поначалу эти молодые парни из числа крымских татар сопровождали всех желающих совершить прогулку верхом, указывали им дорогу и рассказывали о местных красотах. Но поскольку женщин среди «туристов» было большинство, то постепенно услуги проводников приобрели ещё и сексуальный характер.
Скучающие богатые барыньки благосклонно принимали ухаживания горячих южных парней и частенько сами были инициаторами маленькой курортной интрижки. Пока их мужья – купцы и заводчики наживали свои немалые капиталы (тяжкий труд, между прочим), жены предавались на отдыхе плотским забавам. Не все, разумеется, а самые распущенные, заслуживающие всяческого осуждения и порицания. И общество, кстати, не оставалось в стороне, клеймило позором такого рода развлечения, газеты публиковали фельетоны и карикатуры. Однако ничто не могло остановить северянок, изголодавшихся по пылким страстям. Тем более, когда рядом не было надоевших мужей и скучных женихов. И потому этот вид курортного флирта процветал.
Вернувшись домой, дамы с упоением рассказывали подругам о том, как замечательно они отдыхали, и заинтригованные подруги ехали на следующий год в Крым, четко представляя, чем они там займутся. И с кем. (Рассказы о самых горячих и любвеобидьных проводниках передавались из уст в уста, и таковые пользовались особым спросом.)
А те из татар, кто шел в конные проводники, ясно представляли себе, какого рода услуги они будут оказывать. Но ничуть не стеснялись этого сомнительного промысла, скорее наоборот, гордились и любили порассказать о своих темпераментных клиентках и собственных сексуальных подвигах, не называя, естественно, имен и фамилий. Рассказы А. И. Куприна «В Крыму» и А. П. Чехова «Длинный язык» как раз об этом явлении крымской курортной жизни конца XIX – начала ХХ в.
Однако с приходом социализма канули в прошлое (впрочем, ненадолго) сексуальные услуги проводников. Какое-то время, в первые годы Советской власти, в угаре революционных преобразований активно пропагандировалась «свободная любовь», мол, секс – это как стакан воды выпить, естественная потребность, которую надо немедля удовлетворять. Количество партнеров не ограничивалось, полная свобода! Было даже движение под названием «Долой стыд» – что-то вроде современного нудизма, и не только на пляже. С неким эпатажным революционным пафосом и вызовом старой морали.
Но с началом 30-х в СССР решительно покончили с проклятым буржуазным наследием и левацкими уклонами. Секс не то чтобы совсем исчез из жизни советских людей, а просто считался делом не важным и не стоящим серьезного внимания. Поэтому в книгах, газетах и журналах о сексе не писали, кино не снимали (точнее, снимали, но больше о чистой, настоящей любви, что сейчас кажется совсем не так уж и плохо), телевидение про «это» заговорило только в начале 90-х.
Впрочем, с 60-х годов, с наступлением оттепели, курортный роман в том или ином виде стал появляться в советском искусстве, особенно в кинематографе. Вспомним, например, некоторые советские фильмы: «Три плюс два», «Из жизни отдыхающих», «Зима в раю», «Зонтик для новобрачных», «Спортлото-82», «Будьте моим мужем», «Асса», «Прощание славянки», «Любовь и голуби». В постосоветское время эта тема стала на экранах появляться чаще и в более откровенном изображении: «Дикари», «Вас ждет любовь», «Дом Солнца», «Кармен», «Моя морячка», «Сафо», «Шик».
Надо учитывать и то, что большинство граждан СССР жили в довольно холодном климате, в небольших тесных квартирах (часто родители вместе со взрослыми детьми), а то и вовсе в коммуналках с общежитиями. Теснота и холод к занятиям сексом не подвигали. И только в отпуске на югах (а он был приличный, до 25-30 дней), вырвавшись на относительную свободу, советский человек мог расслабиться. Здесь природа брала своё. То есть в публичной жизни секса как бы и не было, о нём не говорили, считалось, что «в СССР секса нет». Однако никуда он исчезнуть не мог (физиологию не обманешь). Просто, повторим, считался в советские времена делом частным, не важным и не заслуживающим особого общественного внимания.
Но не верьте, когда вам говорят, что секса в СССР было. Был, и ещё какой! Особенно в Крыму. Под жарким южным солнышком вызревали бурные курортные романы, подогреваемые обильными возлияниями крымских вин. В здравницах, молодежных лагерях, на турбазах кипели нешуточные страсти. Молодежь, не находившая в обычной жизни выхода своей энергии (работа часто была скучна и однообразна, а общественная жизнь – заорганизованна и малоинтересна), курортным флиртом занималась охотно, с азартом, крутила любовь напропалую. Отголоски сексуальной революции на Западе достигали и советских просторов...
У курортного флирта вариантов реализации немало. При взаимном стремлении и творческом подходе всегда можно найти немало поводов и мест для приятного знакомства и его последующего продолжения. Скажем, совместная прогулка по приморскому парку или диким местам побережья, встреча вечернего заката на берегу, тихий плеск волны под ногами, купание в теплом ночном море определенно сближают... Особенно, на "диком" пляже, вдали от людей, в глухом уголке приморского парка или леска. Некоторые пары выбирали в качестве места осуществления любовного акта большой велосипед-катамаран, где имелась задняя палуба. Особенно те, кто не был обладателем отдельного номера или комнаты. С этим в советское время везло далеко не всем.
Тон, как всегда, и в этом деле задавала творческая интеллигенция. Ялта и Коктебель и в советские времена были центром её притяжения. Например, на базе волошинской дачи в Коктебеле появился Дом творчества писателей Литфонда СССР. Здесь писатели и поэты отдыхали, писали, также выпивали и флиртовали. Одним из самых страстных фанатов Коктебеля был писатель Василий Аксенов. Он вспоминал, что здесь всегда царили «волошинский артистический дух», а также «средиземноморское возбуждение, которое сродни шампанскому». Наблюдался тут особый курортный либерализм, а уединенные бухты и малодоступные пляжи в окрестностях Коктебеля стали одним из самых популярных мест для советских приверженцев натуризма. Нравы, царящие в этом средоточии творческой советской элиты, Аксенов потом описал в романе «Таинственная страсть». Флирту там посвящено немало страниц, писатели, поэты, художники, артисты занимались этим всегда с охотой, чего уж. И вообще нравы, в Коктебеле и южнобережных поселках были посвободнее, чем в больших курортных городах.
Но, как всегда, обнаружился на отдыхе дефицит мужчин. Выяснилось, что прекрасная половина человечества менее ленива и более любопытна, легка на подъём, потому женщин среди одиноких отдыхающих было процентов семьдесят. Кавалеров явно не хватало на всех отдыхающих дам. Именно о такой ситуации писал С. Довлатов в замечательной повести «Заповедник», где одна из туристок жаловалась подруге по телефону на нехватку мужчин и отсутствие секса на турбазе: «Многие женщины уезжают, так и не ОТДОХНУВ».)
И тут, как всегда, женщинам на помощь пришли неутомимые труженики курортной сферы – музыканты, фотографы, плавруки, физруки, спасатели, экскурсоводы. Они, как и купринские проводники, быстро поняли, что к чему. И неизменно были готовы прийти на помощь советским женщинам, желающим пофлиртовать на отдыхе и закрутить легкий курортный роман. Тем более, что они были обладателями какого-никакого отдельного жилья. А это было очень важно для флирта на курорте. "Квартирный вопрос" стоял очень остро. Как пелось в одной шуточной песне: "И она хочет, и я хочу, но нам - негде..."
Словом, многие из мужчин – работников курортной сферы именно за этим и шли на свою малооплачиваемую сезонную работу – за возможность легкого, необременительного курортного флирта и его реализации.
Особняком в этой когорте таких любителей стоят инструктора по пешеходному туризму. О них, а также о туристском походном флирте – особый рассказ, в следующей части.