Во время детального исследования портрета императора Александра II, авторство которого приписывалось художнику Ивану Крамскому, специалисты Русского музея с удивлением обнаружили, что это... фотография! Как же так вышло?
В начале XIX для того, чтобы ускорить копирование и тиражирование картин, использовали гравюры и литографии, которые соединяли с жесткой основой и раскрашивали акварелью или масляной краской. Например, технологию нанесения изображения на грунтованный холст при помощи литографии использовал модный тогда художник Джордж Доу, автор портретов для Военной галереи Зимнего дворца. Его мастерская работала в Петербурге в 1820-х годах.
Позже в дело пошли и фотоснимки. Сотрудники Русского музея во время исследования портрета Александра II обнаружили, что это – раскрашенная фотография. Ее отпечаток можно увидеть только при 25-кратном увеличении. Нашли на картине и следы серебра, которое использовалось в фотографии.
Возможно, прототипом послужил снимок императора, сделанный Андреем Деньером в 1860-х годах. Фотограф Их Императорских Величеств в 1865 году выпускал серию «Альбомов фотографических портретов известных лиц в России» и придумал способ получения мягких контуров на снимках.