Найти тему
Алексей Лебедев

Письма из школьной мастерской

О пластицировании в старшей школе

(10 класс) на примере одной проведенной эпохи

Пауль Оемс. Задача:

1) Сущность, субстанцию материала узнать, с ним себя связать и из этого действовать.

2) Соединить материал и форму через воспитание зрительного и осязательного чувств в гармонии и пропорции.

3) Соответствие функции, например, при употребительных предметах, совмещать с технической стороной.

4) Сочетание правильного материала с правильным инструментом, для создания правильной формы, соответствующей её функции.

Тема эпохи:

«От костей скелета к строительству дома».

Когда во время биологического курса в 9 классе рассматривается человеческий скелет, является остро интригующим это углубить и его по­строить в истинном смысле этого слова.

Построение находится в непосредственной связи с выпрямлением, поднятием, а поднимание с тяжестью и лёгкостью. К этому добавляется грузоподъемность и допустимая нагрузка, кроме того динамическая подвижность.

Так этот человеческий скелет демонстрирует чудесным образом эти качества: строение, статику и динамику. К этому прилагается пластически недостижимо красивое формообразование, могущее дать побуждение к так называемому «пластически­органическому или динамическому образообразованию».

Построение эпохи:

1) Несущий элемент – колонна.

При рассмотрении берцовой кости постигают в принципе на что она похожа. Она не цилиндрична, неравномерна по толщине, несколько изогнута и спиральна, на концах утолщается суставно­-нагрузочными формами. Никакой инженер статик не смог бы лучше рассчитать распределения сил приложения. Родственность колонне очевидна. Из этого импульса ученики формируют различные колонны, которые показывают большую или меньшую силу подъёма.

2) Несущее и нагружающее в арке ворот.

При рассмотрении частей таза видно, как гармонично сочетаются оба элемента. При этом становится понятным, что горизонтальный элемент не всегда является нагружающим, но и может быть несущим, также, как и наоборот вертикальный может становиться нагружающим. Из этого впечатления ученики творят различные арки ворот.

3) Динамика – суставы – расположение подставок и носителей.

У различных суставов, в первую очередь тазобедренного сустава мы можем учиться полному силы расположению опор, как это необходимо в строительстве, например, мостов.

4) Задача на деталировку – портал.

Как следствие проделанного пластического опыта мы теперь создаём портал, в котором должны быть отражены жесты, которые в современном строительстве, к сожалению, редко можно найти. При этом должны соблюдаться пластические основные правила, такие как стремление избежать параллельности, уравновешенность тяжести и легкости и заботиться о возможности двояко изогнутых поверхностей. Для некоторых учеников это представляет трудности в формировании образа. Они говорят порой: «Нас вымуштровывают по-вальдорфски».

5) Оболочка в двухмерном, рама или забор, как результат впечатления от таза.

Чтобы здесь иметь отправную точку, каждый ученик кладёт образ (например, собственную нарисованную картинку) на доску, а сверху прозрачную плёнку. После этого он может из глины создать раму, которая соответ­ствует картине. При этом ученики замечают, что четырёхугольник является хорошим решением только в технике, машине, а к художественному образу органически не подходит. Импульс должен исходить от самого образа, учитывая его цвет, композицию и форму.

Даже если эти задачи кажутся некоторым ученикам слишком тяжелыми, они всё равно видят взаимосвязи всё четче. Ощущение, что тебя «муштруют», медленно исчезает, а между тем получается красивая рама.

6) Логово (пещера) – метаморфоза черепа или таза.

Не нужно много фантазии для создания интересных домиков­пещерок, где:

глаза – окна,

нос – балкон над крыльцом,

рот – входная дверь,

подбородок – крыльцо.

7) Дом – сосуд для людей.

В результате проведенных упражнений почти ничего не может быть во власти «прямого угла». Ученики получили впечатление, что оболочка, окружающая людей, также, как и рама картины, должна соответствовать не техническиим машинным правилам, а живому органическому содержанию. Никто не говорит, что он чувствует себя уютно в своей коже, это подразумевается. Такая же «кожа» должна окружать человека вплоть до забора

Заключительное слово

Мне потому захотелось показать ученикам этот путь развития, что жизненные деловые способности происходят не от зависимости от техники, а из самой жизни, строятся из здоровых жизненных сил, формируясь через органические законы собственного образа.

Работа на гончарном круге в рамках преподавания ремёсел в школе

Герд фон Штитенкрон

Независимо от тех или иных опытов, которые та или иная школа производит с гончарным делом (здесь не имеется в виду деятельность по «свободному построению рукой»), с уверенностью можно сказать, что вопрос о том, что имеет ли смысл вообще заниматься с учениками старших классов горшечным ремеслом на круге, нельзя необоснованно отбросить, такие вопросы всегда возникают по поводу каждого ремесла.

Если это делается, то почему это делается, и как это обосновывается в свете человеко-­познания, и самопознания учеников? – Этот вопрос может быть рассмотрен, исходя из данных отдельных учеников с практическим здравым смыслом и рассудком. Во многих случаях можно давать ответ, не вдаваясь в частности.

Что вообще нас может побудить организовать в школе такое действительно сложное с технической и организационной стороны преподавание, как гончарное дело, требующее отдельного помещения? При «свободном построении» рукой мы имеем при обжимании много свободных формообразующих возможностей, которые распространяются вплоть до художественной деятельности, так как мы не привязаны так сильно к вертикальной оси.

Там нам не нужен никакой технический прибор или приспособление. Преподавание легко координировать с другими видами лепки. Несмотря на уже несоразмерно технонизированный мир в наших индустриальных странах, в которых художественный смысл всё сильнее принижается, становится мелким, стоит перед вымиранием, мы всё же не должны говорить, что от такого дополнительного нового поля дея­тельности можно отказаться. Не будем преждевременно судить! – Имеем ли мы уже критерии и факты для правильного суждения? Рудольф Штейнер дал нам учение о человеке из восприятия феноменов становящегося и растущего человека из духовного и практического опыта. Так к примеру, он обосновывает преподавание переплётного дела из собственного опыта в определенном возрасте.

Здесь будет рассказано, как в вальдорфской школе Штуттгарта, расположенной на Уландсхёе пришли к организации горшечной мастерской с неподвижно закрепленными гончарными кругами.

На том месте, где сейчас стоит большое здание с актовым залом, когда-то под «красной стеной» был старый дом на верхнем этаже которого была живописная мастерская и учительская. Под ними в полуподвале располагались мастерская и помещение для пластицирования (лепки), в котором также занимались гончарным делом в смысле лепного «надстраивания» керамических изделий. В одном углу стояли два массивных деревянных гончарных круга с массивными деревянными кругами для вращения ногой.

Когда я много лет назад начал преподавание ремёсел в вальдорфской школе в Штуттгарте, однажды я в «доме искусств» наткнулся на эти станки. Одним из них иногда пользовалась наша молодая медсестра Альцина, которая училась гончарному делу. Во время весеннего фестиваля она устроила демонстрацию своего искусства в школьном дворе. Я был удивлён, как быстро, как по волшебству, возникают чашки, тарелки, бокалы или маленькие вазы и кувшины. Я тогда наряду с работой с деревом давал курсы рисования форм и пластицирования керамических форм способом «надстраивания». Этот предмет был для меня новым, и я начал очень медленно врабатываться (вживаться) в технику и методы (в том числе глазировки). С учениками (не со всеми) были трудности, у меня была потребность расслабиться, и я начал в свободное время перед или после уроков заниматься работой на гончарном круге и учиться под руководством Францины. Она показала мне первые приёмы, как центровать лепёшку глины… Это стало почти каждодневным упражнением. Совершенствование приходило очень медленно. Я искал литературу. Меня очень интересовала глазурь всё связанное с этим ремеслом.

Когда я садился перед гончарным кругом, клал на шайбу кусок глины и приходил к внутреннему покою, я чувствовал, как всё от меня облетает всё, что перед этим меня угнетало. Нечто, что хотело возникнуть, завладевало мной. Я забывал о себе и своих проблемах и становился снова молодым. Через несколько лет старое здание было разрушено, возникло новое с прекрасным залом, новыми прекрасными мастерскими. Старыми оставались нерешенные педагогические проблемы и вопросы, связанные со старшей ступенью школы и с её дифференциацией на одно­ и многоязыковое преподавание, и практически-художественные и учебно-­научные предметы.

Существовала большая группа учеников, с которыми было в общем гораздо меньше проблем и забот, чем с другими. Это были ученики, которые добровольно занимались в хоре и оркестре. Но и среди них были ученики, у которых были проблемы в математике и в языках, хотя они были за некоторыми исключениями в общем активны, делали многое и не мешали другим. В учебном году был период, когда хор и оркестр должны были интенсивно заниматься (подготовка к фестивалю), после чего наступал праздник, который приурочивался к концу недели в промежутке между 1Мая и 17 Июня. На несколько дней эта большая группа учеников «уединялась» в горах (как правило на Фельдберге), где они могли так сказать в затворничестве заниматься без помех.

Вставал вопрос: а что делать с остальными учениками, которые не участвовали ни в хоре, ни в оркестре? Это как раз были наши ученики с наибольшими проблемами. Не вставал вопрос о предоставлении им свободы на эти дни, большинство из них и без этого были недостаточно активны. Нужно было найти альтернативу «фельдбергцам». Обычно предпринимались экскурсии, театральные групповые постановки, другие рабочие группы со смешанным составом из разных классов. Тогда во мне созрело решение дать курс горшечного ремесла. Рядом с теперешним классом пластицирования в здании управления школы было узкое почти не используемое в качестве кладовки помещение в полуподвале.

Для полноценного учебного процесса оно не годилось. Внимательно осмотрев его, я понял, что вдоль обеих длинных стен можно поставить по ряду неподвижно закрепленных гончарных кругов, по пять с каждой стороны, так что посередине оставался достаточный проход. Таким образом можно было организовать работу группы из 10 учеников.

По финансовым соображениям мы должны были строить всё сами. Я принял решение сначала вдоль одной стены соорудить пять закрепленных крепко к стене гончарных кругов. Вместе с двумя старыми станками, которые были отремонтированы и снабжены шариковыми подшипниками получалось семь рабочих мест. Таким образом через некоторое время возникла возможность с группой 12­-14 учеников параллельно и попеременно работать на гончарных кругах и по сооружению новых.

Была очень точно обдумана конструкция, предусмотрены все мелочи. После предварительных эскизов были сделаны чертежи. Были изготовлены оси с подшипниками. Все деревянные части были изготовлены из старых запасов. Изготовление шло очень хорошо согласуясь с параллельным обучением работе на станках. Времени не хватало, ученики оставались после уроков, были «прихвачены» пасхальные каникулы. Господин Кафиц, бывший тогда в Штуттгарте, активно помогал в нашем строительстве.

Мы успели вовремя и ко времени выезда фельдберговцев альтернативная группа из 8–10 девятиклассников начала работу. Они были разделены на две группы, работавшие одна перед обедом, другая после полудня. Начинать пришлось маленькими группами, так как нужно было концентрированно и без помех войти в ритм и освоить начальные приёмы. Другая группа в это время занималась тщательным «проминанием» глины, так, чтобы не осталось ни одного комка. Хорошо проработанную глину нужной влажности уминали в шары, что давало также введение в познавательные основы. Всё сопровождалось детальным обсуждением.

3–4 дня прошли без проблем. Потом высохшие изделия обожгли и покрыли глазурью. Ученики с гордостью понесли готовые изделия домой показывать родителям. Некоторые нашли радость в самой работе и позже добровольно приходили в свободное время, чтобы дальше учиться.

Работа в гончарной мастерской в качестве альтернативы Фельдбергу себя исчерпала, позже нашлись другие выходы из положения, но теперь уже много лет ученики старших классов посещают её в свободное от уроков время на добровольной основе. Не встаёт вопрос, не нужно ли создать правильные группы по возрасту. Мы приняли гончарное дело в учебный план по эпохам и достроили мастерскую, доукомплектовав её ещё пятью кругами по другой стене, так что там может работать нормальная группа.

Я хотел бы упомянуть статью Михаила Мартина «Рукоремесленные предметы в старших классах – рассматриваемые в аспекте учения о человеке» (Die handwerkliche Facher in der Oberstufe – menschlichkundlich gesehen. Октябрь, 1985г.) в «Erziehungkunst».

Господин Мартин сравнивает в ней два принципа построения образа, которые действуют друг за другом, соответствуя развитию молодых людей: сначала отголосок второго семилетия в открытой вверх чаше; в период созревания создание внутреннего пространства – оба спиралевидно округло следуют образообразующему принципу. Наконец через возникновение креста переход к плоской поверхности, прямой линии и прямому углу. В этой статье описаны также построение ручной лепкой сосудов в своём сущностном основании. При создании сосуда, как от свободной руки, так и с помощью круга, одинаково действует спиральный принцип образообразования.

Сравнение методик «надстраивания керамики от руки» и изготовления на гончарном круге

Герд фон Штитенкрон

При попеременной работе, как на гончарном круге, так и техникой «свободного надстраивания от руки» смогли возникнуть следующие наблюдения.

Хотя некоторые ученики боятся работать на гончарном круге и предпочитают строить свои сосуды надстраиванием, нужно сказать, что гончарный круг оказывает большую притягательную силу на многих учеников, хотя им ясно, что научиться хорошо работать на гончарном круге гораздо тяжелее и потребует от них дополнительных усилий. Была совершенно определенно сильная динамика, воздействие оставшегося до сих пор современным технического процесса в устройстве гончарного круга, который вырабатывает эту притягательную силу.

Различие между лепкой сосуда способом построения и на гончарном круге подобна разнице при передвижении пешком и на велосипеде, между прядением на прялке с гребнем и на прялке с колесом. Встреча с техническим означает всегда шаг вперед в продуктивности, скорости развития, которые в свою очередь требуют и вызывают большую пробужденность.

Дети при работе на гончарном круге гораздо более гармонично загружены (ноги крутят колесо), к тому же должны работать с повышенным концентрированным на процессе вниманием.

Другое различие лежит в процессе образования формы.

При построении за эпоху возникают немногие предметы. Когда важнее процесс формирования, образообразования, а не результат, тогда радость от предмета омрачается, если иногда не получаются некоторые сосуды хорошо и красиво сформировать. Возможность отвлекаться разговорами, не полностью заниматься предметом, думать о всевозможном постороннем при построении гораздо больше.

При работе на круге вначале основное внимание обращается не на процесс образования формы, а на обучение, на развитие ловкости рук, во всё новых и новых упражнениях, пока кусок глины не превратится в сосуд. Процесс формообразования проходит в собственной важности только на втором плане, незаметно и как бы сам по себе. Это похоже на обучение на музыкальном инструменте, где происходит много упражнений, пока звуки станут музыкой. Когда начальные упражнения преодолены, сосуды возникают с поразительной быстротой, гораздо быстрее, чем при надстраи­вании. Приходят к истинному продуцированию. Мы в этом становимся в соответствие с современным жизненным развитием. Всё снова можно наблюдать у учеников пробуждение активности, усиление собственного самосознания.

Необходимые шаги в методике, анализ и выводы

Конструкция гончарных кругов возникла в школе на Уландсхёе исходя из имевшихся возможностей. Ученики сидят за кругами лицом к стене. Некоторым это может с первого взгляда нее понравится. Но это очень действенно и моего убеждения в этом никто не переубедит. Ученики в таком положении меньше отвлекаются и сконцентрированы на себе, своих действиях и предмете.

В начале каждой эпохи мы собираемся в классе пластицирования вокруг стола. После общего вступления каждый лепит маленькую чашечку от руки, как это описывает господин Мартин, такой величины, как сложенные в форме чаши две ладони. На этом примере легко описать и объяснить подход к формообразованию на круге.

Уже следующий урок проводится на гончарных кругах. При этом мы имеем дело с совершенно понятной и легко обозримой механикой: вертикальная ось закреплена на полу и в столе в подшипниках. Над полом на оси закреплено большое колесо­-маховик для вращения оси ногами; над столом на оси закреплена тарелочка для рук. Инерционная масса нижнего маховика заботится о том, чтобы приведенное в движение правой ногой колесо некоторое время вращалось. В это время работают руками. Когда маховик замедляет движение, его снова подталкивают ногой. Всё время работа рук перемежается с работой ноги. Необходимо постоянно заботиться о смазке подшипников и лёгком свободном ходе колеса!

Не нужно применять в работе с детьми гончарные круги с электрическим приводом!

При работе на круге, так же, как и в случае с построением «надстраиванием» сначала глина тщательно проминается, потом скатывается в шар. Он ещё не имеет направленности в пространстве, но вот его с силой припечатывают в середине верхней шайбы столика. Он должен хорошо прилипнуть, как зерно растения должно укорениться прежде, чем растение начнёт расти, преодолевая силу тяжести. Вращающаяся столик-­шайба является для ученика прообразом земли, которая вращается под солнцем и звёздами. Это истинный момент инкарнации и должен быть воспринят с мужеством и силой.

На помощь приходит вода: руки и комок глины смачиваются. Начало происходит при скользком контакте, глина и руки всё время должны быть сырыми, глина не должна липнуть к рукам и тормозить.

Шаг 1. Нужно тщательно отцентрировать глиняный комок на быстро вращающейся шайбе. Это очень важный момент при начале собственно работы, который не всегда легко даётся начинающим. Для начала нужно достигнуть абсолютного внутреннего покоя и концентрации. Должно быть найдено внутреннее центральное пространство покоя. Для сангвиников это цель постоянного напряженного упражнения.

То, что даёт силу и опору против вращающейся на шайбе массы, это сила тяжести собственного тела, поддерживающего руки вплоть до локтей.

Только после того, как глина хорошо отцентрирована, можно приступать к следующему этапу. Середина комка вскрывается воронкообразно.

Только после того, как воронка стабилизируется и всё вращается ровно и спокойно, воронка углубляется до самого будущего дна (оставляется толщина дна 6-­8мм).

Следующий этап: дно расширяется до самых уголков со стенками, проглаживается и уплотняется.

Только после этого при равномерном постоянно контролируемом вращении можно приступать к подъёму стенок, строя собственно внутреннее пространство сосуда. Это самое трудное: массу глины нужно действительно поднимать, преодолевая силу тяжести. Это работа в расслабленном и очень неустойчивом состоянии равновесия, которая должна происходить непрерывно в покое, заботливой собранности. С тончайшим ощущением в пальцах и кончиках пальцев придаётся окончательная форма. Наверху всегда делается несколько утолщенный рант, который придаёт прочность сосуду.

Когда эти все шаги и связанные с ними приёмы, которые здесь не могут быть описаны, хорошо освоены, ученик может приступить к сужению «горла» (верхней части) и даже полностью закрыть сосуд, создать внутреннее закрытое пространство. Это всегда прекрасное переживание для учеников, когда баночка с крышкой получаются из одного куска, разрезаются и точно подходят друг к другу. Крышка при этом всегда «хорошо сидит», и ученик действительно чему-­то научился, что-то завершил, исполнил. Это ему даёт силы и уверенность для выполнения его задач в последующей жизни.

Для учителя важно, что ученик не просто пробует и делает. Он должен следить за абсолютной последовательностью отдельных шагов. Он должен каждого ученика внимательно наблюдать и в буквальном смысле видеть его пальцы, всё снова помогая, поправляя и не отставать, пока приём действительно не закрепится правильно. Он должен объяснять, почему это так, а это так делается, как и что этим достигается, пока ученик не поймёт. Следующий шаг должен начинаться только тогда, когда предыдущий полностью прочувствован и доведен до конца. Ученикам, которые имеют трудности, учитель должен уделять очень много внимания, всё снова терпеливо наблюдая, показывая, похваливая.

При работе с 10 и более учениками это нелёгкая задача, особенно в начальной стадии. Но, когда первые трудности преодолены, радость и восторг учеников вознаграждают все усилия. При придании формы очень важно, чтобы ученик приобрел ощущение, что происходит с глиной перед ним, когда она сохнет, обжигается, покрывается глазурью. Все элементы, огонь, вода, воздух и земля принимают участие в процессе становления. Процесс усадки и возможного появления напряжений нужно научиться узнавать и принимать во внимание.

Мы организовали в 10 и 12 классах эпохи гончарного дела. При работе на гончарном круге также необходимы последовательные упражнения, как и при обучении игре на музыкальном инструменте. Между занятиями не должно быть больших перерывов (не менее трёх спаренных уроков в неделю). Если невозможно это устроить из соображений учебного плана, я думаю лучше отказаться от эпохи. Продолжительность эпохи должна быть 8–10 недель.

Гончарное дело оказывается особенной помощью, означающей для учеников освобождение от интеллектуальной нагрузки, от которой страдают ученики старших классов. Если оно проводится не чисто внешне, а серьёзно с приложением воли, то приобретает человекообразующий прообразный характер.

Сначала ученик учится концентрироваться (проминание глины, центровка её на шайбе).

Он учится открывать содержание (вскрывает глину сверху).

Он создаёт основание для содержания (дно сосуда).

Он формирует сосуд для содержимого (вытягивает стенку вверх и формирует её).

Внутреннее пространство соответствует внешней форме. Сосуд является укрытием для содержимого, как тело для человеческого существа.

Конструкция и построение гончарных кругов с ножным приводом в школе

Герд фон Штитенкрон

Эти гончарные круги были разработаны для педагогических целей и сконструированы с расчётом на изготовление собственными силами (желательно наличие металлообрабатывающей мастерской, в которой были бы произведены токарные работы).

Наши круги были сознательно так расположены, чтобы ученики сидели лицом к стене (наименьшая возможность отвлекаться). Расстояние между кругами составляло 120 см. (минимум 110см.). Вдоль стены расположен стол. Напротив, расположения оси круга к стене на анкерах закреплены вертикально могут быть мощные угольники, Т-­профили или швеллера (сечением 50х50мм.).

Рис. 4.Схема устройства гончарного круга

Под столешницу приворачиваются на шурупы перпендикулярные стене бруски сечением примерно 40х60 мм, в которых снизу в месте расположения сидения сделано гнездо, в которое вставляется вертикальный брусок (ножка) сечением 40х60. По полу идёт только одна доска, соединенная с этими ножками шурупами и закреплённая к полу на дюбелях. Из соображений содержания чистоты пола не нужно больше ничего закреплять к полу. Сам пол должен быть из материала, который легко моется (цементный …).

Маховик должен быть определенной массы (примерно 20–27 кг, не более 30 кг.). Мы их склеивали из массива дуба, можно применять и бук. Можно также делать конструкцию, заполненную цементом. Хорошо укрепляет и стабилизирует железное кольцо­обод. Мы использовали для крепления деревянного маховика старые тормозные барабаны от автомашины VW– «Жук».

Ось может быть сделана из примерно 30 мм. совершенно прямого массивного цилиндрического проката или трубы со стенками примерно 5 мм. Малейший изгиб оси вызывает сильную вибрацию.

Верхний подшипник на оси не должен быть напрессован, а должен слегка вращаться во избежание заклинивания. Роликовый подшипник с 30 мм. отверстием под ось («незакрытый» вращается легче) вполне достаточен.

Нижний подшипник воспринимает давление сверху и толчки сбоку. Это должен быть конусный опорный подшипник (можно шариковый, как у мотоцикла). Конец оси можно проточить на токарном станке примерно до диаметра 25 мм под центральное отверстие подшипника.

Гнезда под подшипники в подставке из твёрдого дерева должны точно соответствовать наружному диаметру подшипника, в середине нижнего нужно просверлить небольшое углубление, чтобы конец оси и внутренняя обойма не задевали дерева. Можно, конечно, сделать гнездо-­обойму из стали, но вполне достаточно и бруса из твёрдого дерева. Сначала нужно точно установить верхний подшипник, чтобы ось вращалась свободно, не нуждаясь в придерживании. Ось не должна болтаться и «бить».

Нужно тщательно предохранить подшипники от возможности попадания воды при вращении круга, и при мытье пола. Можно, конечно взять «закрытые» подшипники, но они вращаются гораздо тяжелее, что уменьшает радость от работы на круге.

Подшипники нужно регулярно смазывать машинным маслом или техническим вазелином.

Верхняя «тарелочка» может быть изготовлена из твёрдого дерева достаточной толщины (снизу по краю должна быть сделана канавка, как это делается у «тарелочек для сыра»).

Верхний конец оси протачивается и нарезается резьба (достаточно М12). В случае, когда ось делается из трубы, в неё вваривается плотно заколоченный массивный цилиндр, конец которого и протачивается. К тарелочке шурупами крепится квадратная пластина, в центре которой приваривается гайка той же резьбы, что и на оси.

Под столом, закрепив к столу и стене, можно устроить над полом прочную полку (примерно на 10–15 см выше маховика), на которой будут храниться лотки с глиной. Этот груз будет осуществлять дополнительную стабилизацию стола. По краю этой полки нужно закрепить угольник или стальную трубу, на которую ученики смогут ставить ноги, когда они не вращают маховик.

На стене над столом хорошо можно закрепить несколько полок, на которых будут сохнуть готовые изделия.

Для работы с группой вполне достаточно 10 кругов, по пять по двум противоположным стенам в помещении минимум 3,2 м шириной и 7,2 м длиной.