Найти тему

Пять фишек для улучшения читабельности текста

Оглавление

Визуальная красота публикаций ‒ это то, что изначально привлекло меня на Дзене. Благодаря типографике статьи воспринимаются гораздо легче и это уже не сплошная простыня из букв, а вполне читабельный текст. Правда, при неумеренном её использовании можно получить такой базар-вокзал из картинок, заголовков и разноформатных шрифтов, что через пять минут от пестроты начинает рябить в глазах.

Типографика — художественное оформление текста с помощью шрифтов, символов и знаков.

И да, сразу оговорюсь, что эта статья рассчитана на тех, кто набирает текст с компьютера.

Таблица символов

Для меня это один из самых полезных инструментов при наборе текста. Как ни крути, для глаз гораздо привычнее 12 км², чем 12 квадратных километров. Или, например, 100°С, а не 100 градусов по Цельсию. О символы, в отличие от буквенного написания, мозг не спотыкается.

Кроме того, если набирать текст не в ворде, то вместо тире () или минуса всегда будет дефис (-), что, конечно, не критично, но все-таки является ошибкой верстки, да и смотрится не так элегантно.

С кавычками та же история: правильные «уголки» есть только в ворде, а в таблице полный ассортимент на любой вкус и потребности. Да, большинство символов есть на клавиатуре, как, например, заветный штришок в имени моего любимого О'Генри, но лично мне удобнее пользоваться именно таблицей, чтобы банально не менять очки.

Ударные буквы

Иногда очень важно поставить в слове ударение, особенно когда речь идет о написании географических названий, имен, фамилий и так далее. На телефоне с ударениями нет никаких трудностей, а вот на компьютере придётся сделать несколько лишних движений.

Способ 1. Таблица символов

Самый простой способ ‒ использовать латинские буквы с артиклями. Но тут есть две проблемы:
а) это работает только с буквами, общими для латиницы и кириллицы
б) слово с такой буквой может восприниматься алгоритмом как ошибка

-2

Способ 2. Тексты Википедии и Викисловаря

Возможно, есть более прямая дорога, но я придумала только такой вариант ‒использовать статьи в Википедии, где нужная буква находится в ударной позиции. Ударение в заголовке там ставится почти всегда, поэтому нужные буквы были найдены в течение нескольких минут. Я их сохранила в вордовском файле и поместила в близком доступе, чтобы потом долго не искать.

Способ 3. Виртуальный блокнот Гугла или Яндекса

Единственное, с чем возникла трудность во втором способе ‒ большая буква Ы́. Она хоть и не нужна, но меня разобрал спортивный интерес и я нашла выход. Нашла на клавиатуре телефона нужную букву и внесла её в Гугл Блокнот (Google Keep), а потом открыла блокнот на компе и все скопировала.

Есть еще и четвертый способ: скопировать их из этой статьи 😉
А́а́ Е́е́ И́и́ О́о́ У́у́ Ы́ы́ Э́э́ Ю́ю́ Я́я́

Переносы при маркировке текста

Еще одна полезная штука ‒ переносы на новую строку без интервала. Иногда это, например, важно при создании нумерованных или маркированных списков (с помощью цифр или точек). Например, один пункт списка состоит из двух абзацев и при переносе создается новый пункт, а нужно, чтобы он воспринимался как часть предыдущего. Для этого надо просто нажать Enter с зажатой клавишей Shift. Сравните два кусочка текста ниже.

  • первый пункт
  • все тот же первый пункт
  • второй пункт
  • опять второй пункт

  • первый пункт
    все тот же первый пункт
  • второй пункт
    опять второй пункт

Также перенос без интервала важен при написании стихотворных строф. Отдельно стоящие строки "провисают" в пространстве, создавая ощущение сквозняка. Сравните:

Первый вариант
я к вам пишу а вам не надо

зачем шедевру пропадать

меня вы можете забанить

я посвящу его другим

Ольга Сараф

Второй вариант
я к вам пишу а вам не надо
зачем шедевру пропадать
меня вы можете забанить
я посвящу его другим

Ольга Сараф

Кстати, комбинация Shift+Enter помогает при написании комментариев или сообщений в некоторых соцсетях, чтобы текст не ушел по адресу прежде, чем вы закончите мысль.

Эмодзи

Использование эмодзи может придать статье изюминку, повысить читабельность, а может её загубить. Это как соль ‒ чуть пересыплешь и есть уже невозможно.

В типографике есть правило ‒ использовать в одном тексте не более двух видов шрифта, а в идеале одного. Я бы применила его и к эмодзи. Да, с их помощью можно создать красочный маркированный список, который улучшит структуру текста, выделит какие-то его важные пункты или просто придаст ему настроение. Но здесь важны умеренность и воздержание.

Картинки

Тут та же история, что и с эмодзи ‒ невнимательное отношение к иллюстрациям делает текст неряшливым, неудобочитаемым, легковесным. Особенно важно учитывать стиль, количество, формат, размер и качество картинок при создании галереи.

В первом примере я собрала фотографии разного формата и размера, чтобы проиллюстрировать насколько неопрятно может это выглядеть.

А теперь для сравннения галерея с фотографиями одного формата и размера.

Увы, я сама порой грешу желанием показать сразу и побольше, напихивая в галерею десяток фотографий. Но именно здесь как нигде уместны слова вождя мирового пролетариата (при всей моей нелюбви к данному персонажу): "лучше меньше, да лучше". Понятно, что порой канва повествования может потребовать разноплановых иллюстраций, но тогда их желательно разделять текстом или хотя бы помещать друг за другом, а не в галерее.

Картинки одного стиля выглядят визуально чище. Это относится и к фотографиям, и к рисункам, и к схемам, и к изображениям, сгенерированным нейросетями. Правда, что касается последних, то на меня творчество ИИ действует угнетающе. Ладно если их одна-две на тысячу знаков, но по мне так лучше пересвеченная карточка с заваленным горизонтом, чем выхолощенная пластмассовая натура.

Еще один тип картинок, которые меня буквально вышибают ‒ это различные скрины текстов, чаще комментариев. Сделанные на белом поле, они сливаются с фоном, превращая текст в визуальную кашу.

Если так важно использовать скриншот текста, то ему можно добавить либо легкую (очень легкую!) тень, либо ненавязчивую рамочку, чтобы отделить картинку от фона. Скрины также желательно оформить в единой стилистике.

И последний момент, которого я бы хотела коснуться в контексте картинок ‒ это ссылки на другие материалы внутри текста. Для меня это булыжники, о которые я постоянно спотыкаюсь. Если я пойду по ссылке (которых в теле статьи порой не одна), то скорее всего первоначальный текст не дочитаю. Если дочитаю до конца, то про ссылку забуду. Или это может я одна такая склеротичка, а у других все оk? Забавно, кстати, но у меня тоже есть такие "втыки" ссылок, которые я подсмотрела у других авторов в самом начале дзеноводства. Про многие забыла, но как только встречаю, то сразу убираю их из текста, перемещая в конец статьи 👇

Еще почитать по теме: